ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Интеграция оккупационной терапии и АВА.


Автор: Amy McGinnis, MS, OTR, BCBA 

Трудотерапия

Иногда аутичные дети, посещающие различные АВА-программы, также получают некоторое количество часов оккупационной терапии. Родители и специалисты часто задаются вопросом о том, какую пользу может принести оккупационная терапия в качестве дополнения к основной программе АВА.


В одной из своих статей Amy McGinnis утверждает, что оккупационная терапия (ОТ) может казаться полезным дополнением к АВА-программе у ребенка. Целью оккупационной терапии является поддержание здоровья клиента, а также увеличение его участия в повседневной жизнедеятельности и выполнении рутинных задач (AOTA, 2008).   Процесс оккупационной терапии начинается с оценки. Оценка помогает определить, достиг ли конкретный ребенок необходимого уровня развития в самых разнообразных сферах деятельности. Оценка, проведенная в рамках оккупационной терапии, может помочь поведенческому аналитику в выборе таких целей для АВА-программы ребенка, которые будут полностью соответствовать уровню его развития. Оценка ОТ также может оказаться полезной для понимания того, почему ребенок испытывает сложности при выполнении определенных задач. Например, если он затрудняется в письме, при помощи оценки можно определить, с чем именно связана эта проблема: с несоответствующим навыком захвата, с плохой осанкой, слабостью мышечного аппарата, визуальной памятью или же с недостаточной зрительно-моторной координацией.


Детская оккупационная терапия, как правило, охватывает следующие сферы:


- Игровые навыки
- Занятия в повседневной жизни
- Обучение
- Участие в социальных взаимодействиях


В детстве игровая деятельность является основным занятием для ребенка, а дети с аутизмом зачастую испытывают в этих навыках особую необходимость. Оккупационная терапия может быть эффективной в обучении детей новым игровым навыкам (Stagnitti, O’Connor, & Sheppard, 2012). Многие детские оккупационные терапевты используют основанный на игре подход к проведению обучающих сессий, предоставляя детям возможность контактировать с множеством различных игрушек, игр, а также разнообразных методов игры. Если ребенок проявляет повторяющееся игровое поведение или же обладает ограниченным кругом интересов, оккупационный терапевт может помочь ему в поиске других видов игровой деятельности, игрушки в которых имеют сенсорные характеристики, подобные тем, которые нравятся ребенку. Некоторые сенсорные виды деятельности, используемые в оккупационной терапии, могут функционировать в качестве поощрений, которые также можно использовать в АВА-сессиях ребенка (McGinnis, Blakely, Harvey, Hodges & Rickards, 2013).


В качестве части оценки оккупационные терапевты, как правило, включают оценивание повседневной жизнедеятельности. Повседневная жизнедеятельность подразумевает базовые задачи по самопомощи и уходу за собой, которые человек выполняет ежедневно: например, прием пищи, гигиена и уход, одевание и использование ванной комнаты и туалета. Оккупационная терапия может помочь в формировании навыков физической силы, координации и восприятия, которые необходимы для выполнения данных задач. К примеру, если у ребенка наблюдается дефицит навыков моторики устной речи, оккупационная терапия может помочь ему обучиться движениям рта, необходимым для пережевывания пищи и питья (Eckman, Williams, Riegel, & Paul, 2008; Gibbons, Williams, & Riegel, 2007). Также оккупационная терапия может помочь детям старшего возраста и подросткам овладеть более продвинутыми навыками повседневной жизнедеятельности, например, самостоятельному купанию (Schillam, Beeman & Loshin, 1983). Оккупационных терапевтов обучают выявлению различных способов выполнения рутинных задач, и они могут порекомендовать такой подход, который наилучшим образом сработает в случае каждого конкретного ребенка и сможет быть интегрирован в его повседневную жизнь дома (Kellegrew, 1998).


По мере того, как дети с аутизмом взрослеют, оккупационные терапевты помогают им обучаться навыкам, которые приведут к их большей самостоятельности и независимости дома и в сообществе (McInerney & McInerney, 1992). Они включают в себя приготовление пищи, обращение с денежными средствами, совершение покупок и использование общественного транспорта. Часто эти навыки являются более комплексными и могут потребовать анализа задач, в рамках которого задача разбивается на более простые шаги. Оккупационные терапевты могут поделиться результатами такого анализа с командой АВА-специалистов у ребенка, таким образом, работа над данными навыками будет производиться в разрезе различных условий окружающей среды. Если же задачи по-прежнему остаются сложными, оккупационный терапевт может порекомендовать адаптивное оборудование для упрощения этих задач. Оккупационная терапия также может помочь ребенку более полноценным образом принимать участие в своей академической программе. ОТ способствует тому, что дети младшего возраста овладевают такими навыками, как раскрашивание и вырезание (Case-Smith, Heaphy, Marr, Galvin, Koch, Ellis, & Perez, 1998), а также помогает детям старшего возраста приобрести такие навыки, как письмо от руки (Denton, Cope, & Moser, 2006). Если ребенок испытывает трудности с переходом в школьную среду или же с активным участием в двигательной активности, оккупационная терапия может способствовать формированию у ребенка навыков функциональной мобильности.


Участие в социальных взаимодействиях может представлять собой проблему для многих аутичных людей. Оккупационные терапевты могут вовлечь ребенка в такую деятельность, которая способствует функциональной коммуникации, совместному использованию предметов, смене очередности и следованию правилам. Если для взаимодействия с другими людьми ребенок нуждается в одной из форм альтернативной коммуникации, оккупационный терапевт может сыграть важную роль в совершенствовании его умения модифицировать знаки. Оккупационный терапевт также может помочь в выборе соответствующих вспомогательных технологий и устройств и научить ребенка тому, как их использовать (Shull, Deitz, Binningsley, Wendel & Kartin, 2004).


Когда дети в ответ на сенсорные переживания демонстрируют атипичные реакции, которые мешают их повседневной жизнедеятельности, ОТ может сыграть значительную роль в преодолении этих трудностей. Если ребенок склонен избегать определенных сенсорных стимулов, таких как шум, текстура или движение, его оккупационный терапевт может вместе с поведенческим аналитиком поработать над формированием терапевтического плана, который бы прогрессивно и систематически обучил ребенка спокойно переживать такие ощущения. Если ребенок добивается получения определенных сенсорных ощущений посредством проявления несоответствующего или небезопасного поведения, оккупационный терапевт может помочь в идентификации более подходящих альтернативных форм поведения, предоставляющих подобный вид сенсорных ощущений. В ходе сессий ОТ, оккупационный терапевт должен документировать прогресс, наблюдаемый у ребенка. Документация прогресса может отличаться в зависимости от различных условий окружающей среды и различных специалистов. Есть смысл в том, чтобы попросить терапевта фиксировать данные об объеме помощи, которая потребовалась ребенку для выполнения задачи, о том, сколько раз ребенку удалось выполнить это задание, или же о том, сколько времени ребенок был занят выполнением определенного задания. Эти данные можно отобразить на линейном графике и, таким образом, проанализировать продвижение ребенка (Clark & Miller, 1996).


Важно отметить, что существуют множество различных подходов, которые могут быть использованы в детской оккупационной терапии. Некоторые из этих подходов не имеют научного обоснования, и потому могут не приводить к достижению желаемых эффектов. Учитывая то, что ребенок занимается по программе АВА-терапии, желательно найти оккупационного терапевта, который использует поведенческий подход к ОТ и открыт для сотрудничества с поведенческим специалистом, занимающимся с ребенком. Когда поведенческий аналитик и оккупационный терапевт работают вместе над формулировкой целей, управлением проблематичным поведением, обучением новым навыкам и анализом данных, ребенок, вероятнее всего, получит максимальную пользу от всесторонней и научно-обоснованной программы.




Источник: www.asatonline.org/pdf/summer2013.pdf‎

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.