«Мой ребенок весь день занимается аутостимуляцией», «Он просто ходит по дому и кладет себе в рот различные предметы», «Она сидит в гостиной и постоянно смотрит в окно»… Наверное, буквально каждому АВА-тераписту доводилось слышать подобные жалобы от родителей. Все эти проблемы описывают дефицит навыков проведения досуга.
Навыки проведения досуга представляют собой те навыки, интересы и увлечения, которые есть у большинства людей, и которые служат для того, чтобы человек мог отвлечься, расслабиться или просто получить удовольствие. Это очень важный навык ведения жизнедеятельности. В рамках АВА-программы иногда очень просто сфокусировать свое внимание на овладении навыками и заполнении пробелов в развитии, упуская из внимания общую картину. Почему трехлетнему ребенку нужно знать, как развлечь самого себя, не привлекая к этому процессу взрослых? Потому что когда-нибудь ему исполнится 19. И что он будет делать тогда, если ему станет скучно, а его мама или папа окажутся заняты? Кружиться вокруг своей оси? Стоять на столе в кухне? Или же он отправится к шкафу с игрушками, вытащит игру «Эрудит» и начнет складывать предложения, используя фишки с буквами?
Многие АВА-специалисты сходятся во мнении, что основными целевыми навыками проведения досуга являются: приготовление пищи, видеоигры и общение с друзьями онлайн. Когда нормотипичный взрослый находится в одиночестве, расстроен, взволнован, или же он окончил заниматься какой-либо деятельностью, ему не нужно, чтобы кто-то другой давал ему новые задания или вытаскивал из состояния меланхолии. Он обладает способностью думать о какой-либо деятельности, принимать в ней участие и самостоятельно завершать ее.
Можно ли сказать то же самое о ребенке с аутизмом? Когда ему скучно, чем он занимается? Когда родители не могут предоставить ему внимания, может ли он самостоятельно развлечь себя? Когда он завершает занятие какое-либо деятельностью, может ли он самостоятельно приступить к другому виду деятельности?
Также обучение навыкам проведения досуга рекомендуется в случаях, когда дети проводят все свое время, участвуя в повторяющемся поведении, например, прогуливаясь взад и вперед, бегая по лестнице вверх и вниз, вращаясь вокруг своей оси, крутясь на стульях, выстраивая предметы в линию, жуя что-либо на своих пальцах и т.п. Специалисты часто наблюдают ситуации, когда аутичный ребенок дома может провести два часа, обходя кругами обеденный стол на цыпочках, время от времени останавливаясь, подпрыгивая, а затем снова продолжая движение. Родители зачастую сообщат о том, что такой ребенок, оставленный без внимания, может провести весь день, исполняя подобный ритуал. Для АВА-тераписта и родителей такая ситуация должна быть сигналом к тому, что ребенок остро нуждается в обучении навыкам проведения досуга.
Прежде чем мы перейдем к вопросу о том, каким образом детей обучают навыкам проведения досуга, следует прояснить некоторые распространенные заблуждения. Во-первых, только потому, что вам кажется, будто какая-либо игра/деятельность/игрушка покажется аутичному ребенку приятной или интересной, это не означает, что он с вами согласится. Нужно понимать, что навыки проведения досуга, скорее всего, потребуют многократного обучения и усиления прежде, чем ребенок начнет спонтанно и самостоятельно выбирать игру или игрушку для интеракции. Во-вторых, для того чтобы обучить ребенка навыкам проведения досуга, его нежелательное поведение необходимо подвергнуть процедуре гашения или дифференциального усиления альтернативного поведения. Не пытайтесь конкурировать с хлопанием руками, хождением на цыпочках или бегом туда-сюда, привлекая ребенка к игре в Монополию, у вас ничего не выйдет. Вместо этого, усиливайте то поведение, которое вы хотите увидеть (сесть и играть в игру), и игнорируйте, блокируйте или перенаправляйте то поведение, которое является нежелательным (хождение взад и вперед по коридору). И, наконец, следует отметить, что систематическое предоставление подсказок является для вас важным вспомогательным инструментом. Если терапист работает с ребенком, который проводит весь свой день, играя в кухонной раковине и напевая, он не может ожидать, что такой ребенок будет способен играть в игру на сопоставление в течение 30 минут. Это совершенно нереально. Начинать нужно с такого уровня ожиданий, при котором ребенок сможет достигнуть некоторого успеха. Например, показывая ему игру на сопоставление, следует для начала усиливать сидение и поддержание тишины, а затем переходить к установке таймера на 5-10 секунд. Давать подсказку ребенку к тому, чтобы он начал игру с Вами, и когда время истекает, предоставлять ему свободу. Постепенно увеличивайте время, в течение которого ребенок будет принимать участие в игре, и уменьшайте подсказки.
Ниже представлены некоторые стратегии обучения соответствующим навыкам проведения досуга для замещения нежелательного проблематичного поведения:
• Начинайте обучение данному понятию, используя обычные «рабочие контейнеры», в которые вы будете помещать только те предметы, которые требуют от ребенка применения уже хорошо усвоенных им навыков. Например, наполните рабочий контейнер цветными карандашами и раскрасками. Установите таймер и дайте ребенку подсказку к тому, чтобы он начал раскрашивать. Когда время истекает, отложите контейнер в сторону. Постепенно увеличивайте продолжительность занятия и вводите новые или неизвестные ребенку виды деятельности. В конечном счете, будет полезно организовать такое место дома, где ребенок сможет сидеть и заниматься проведением досуга, например, смотреть или читать книжки, складывать паззлы, играть в настольные, карточные игры и т.п.
• Используйте наглядные пособия «Сначала - Потом», чтобы помочь ребенку понять, что ему необходимо закончить выполнение непредпочитаемого им задания для того, чтобы получить доступ к желаемому предмету или виду деятельности. «Сначала ты сядешь и порисуешь, а затем сможешь пойти играть». Как только ребенок разберется с понятием «Сначала – Потом», можно создать для него визуальное расписание с предпочитаемыми и непредпочитаемыми видами деятельности. Например, «Кушаешь полдник. Свободное время, 2 минуты. Играешь на улице. Свободное время, 4 минуты. Играешь с iPad».
• Вместе с этим навыком с самого начала обучайте ребенка самостоятельности. Уменьшайте количество подсказок и свое участие в процессе, как только это становится возможным. Старайтесь давать подсказки при помощи безмолвных жестов или стоя за спиной у ребенка. Помните о том, что в конечном итоге вы стремитесь к тому, чтобы ребенок занимался этой деятельностью в свободное время самостоятельно.
• Используйте визуальные материалы для выбора, чтобы ребенок мог указать, какой деятельностью ему хотелось бы заняться. В частности, в случае детей, у которых наблюдаются проблемы с гибкостью, внедрение права выбора в их проведение свободного времени значительно смягчает процесс обучения данным навыкам.
• Предоставляйте чрезмерное усиление за демонстрацию желательных навыков проведения свободного времени, например, рассматривание книжки или складывание паззла. Перенаправляйте ребенка, когда он занимается аутостимуляцией или участвует в ритуалах, и не уделяйте внимания этому поведению.
• Обеспечивайте ребенку многочисленные возможности для выбора занятия на досуге и модифицируйте окружающую среду, если в этом есть необходимость. Если любимым занятием ребенка является iPad, в таком случае доступ к iPad нужно ограничить до тех пор, пока он не выполнит 2 вида другой деятельности в свободное время. Спрячьте iPad или ограничьте к нему доступ паролем, а также используйте наглядные материалы для того, чтобы помочь ребенку понять, когда он сможет получить iPad (например, «Сначала свободное время - Потом iPad»).
Источник: http://www.iloveaba.com/2014/02/teaching-leisure-skills.html
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.