Рекомендации, представленные в данной публикации, могут
оказаться полезными для родителей и АВА-специалистов, которые работают над
обучением аутичного ребенка плаванию. Шаги, описанные в этой статье, были
разработаны для того, чтобы помочь детям с расстройствами аутистического
спектра (РАС) научиться плавать. Аутизм может вызывать у ребенка страх или
неприязнь по отношению к воде, поэтому необходимо приложить дополнительные
усилия для того, чтобы ослабить тревогу, которая у аутичных детей зачастую проявляется несколько более интенсивно, чем
у нормотипичных детей.
Шаг первый.
Демонстрируйте ребенку исключительно правильную технику.
Когда речь идет об обучении ребенка с аутизмом, лучше избегать методов обучения, основанных на сравнении «правильного пути с
неправильным». Одной из характерных особенностей детей с РАС является то, что
они обращают внимание и «подхватывают» нерелевантные «детали» вашего поведения
или техники выполнения определенных действий, о существовании которых вы можете
даже не догадываться. Другими словами, вам необходимо быть очень осторожным и
внимательным, когда вы обучаете аутичного ребенка, поскольку то, что вы ему
показываете, должно в точности соответствовать тому поведению/действиям,
которых вы от него ожидаете.
Шаг второй.
Используйте область особенных интересов ребенка. Учащиеся с
РАС легко сосредотачивают свое внимание на определенных предметах или
интересующих их тематиках. Использование предпочтений и интересов ребенка представляет
собой очень важный инструмент, который вы можете использовать для привлечения и удержания внимания детей в ходе обучения. Эти интересы являются такими же разнообразными, как и
индивидуальность самих детей, поэтому важно, чтобы вы оставались открытыми ко
всему, начиная с продуктов питания и заканчивая супергероями, медузами или даже
акулами. Следуйте за вашим учеником: увлеченный ребенок – это легко обучаемый
ребенок. Что бы вы ни делали, старайтесь включать индивидуальные предпочтения и
увлечения ребенка в процесс обучения.
Шаг третий.
Используйте наглядные материалы. Всем нам известна поговорка: «С глаз долой – из сердца вон». Поскольку
учащиеся с аутизмом зачастую испытывают трудности с обработкой и сохранением
аутидорной (т.е., воспринимаемой на слух) информации, эта поговорка приобретает
для них особенное значение. Кроме того, дети с РАС, как правило, относятся к
категории «визуально обучающихся» детей, и потому очень важно, чтобы правила,
методы, техники действий и ожидания были зафиксированы в визуальном формате.
Крайне необходимо обеспечить ребенка визуальными пособиями, демонстрирующими
правильную технику плавания, например, брассом или кролем.
Шаг четвертый.
Тщательно планируйте ваши занятия. Каждый
урок должен включать в себя разминку (разогрев) и постепенное охлаждение. Эта
процедура должна быть постоянной (одинаковой) и достаточно простой: брызги водой,
хождение в воде «по ступенькам», выдувание пузырей и т.п. Рутинная
последовательность действий поможет успокоить ребенка и увеличит его
уверенность в том, что он сможет успешно справиться с поставленными задачами.
Советы для специалиста или родителя, проводящего обучение:
- Говорите спокойным, четким и умеренным голосом. Некоторые аутичные дети могут быть гиперчувствительными к шуму, поэтому крик может вызывать у них болезненные ощущения или смятение.
- Когда аутичному ребенку, который учится плаванию, по какой-либо причине необходимо подождать (как научить аутичного ребенка ждать?), следует предложить ему какое-либо простое занятие на время ожидания. Это может быть выдувание пузырей, сбор мячиков в корзину и т.п. В противном случае, ребенок может очень легко отвлечься на посторонние стимулы.
- Еще одним методом, используемым при обучении детей с РАС, является концентрация зрительного внимания. Ограничительная веревка или цветные маркеры могут помочь в обеспечении понимания ребенком границ, а также в концентрации его внимания в рамках обозначенного периметра.
Вы можете ознакомиться с видеосюжетом, в котором продемонстрировано обучение аутичного ребенка навыку плавания.
Источник: http://autism.voirici.net/?p=388
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.