Функциональная оценка поведения (FBA) представляет собой очень индивидуальный и уникальный процесс, отличный для каждого ребенка. В данной публикации содержатся некоторые рекомендации для реализации процесса функциональной оценки, но они не являются универсальными для всех детей и любых ситуаций. Кроме того, важно отметить, что функциональная оценка поведения может использоваться для выявления причин проблемного поведения у любого человека, а не только у детей с аутизмом.
Сегодняшняя публикация предназначена для людей, осуществляющих уход за аутичными детьми (это могут быть родители, учителя, тераписты и др.), которые прошли через этапы функциональной оценки поведения и определили, что функцией проблемного поведения у ребенка является автоматическое усиление.
Проблемное поведение, функцией которого является сенсорная стимуляция, часто называют поведением с автоматическим усилением. Аутостимуляция представляет собой пример поведения, усиление которого происходит автоматически. Такое поведение не зависит от получения какого-либо осязаемого объекта/внимания или от устранения требования; для ребенка оно само по себе обладает усиливающими характеристиками.
Это означает, что:
• Ребенок будет проявлять это поведение, находясь в одиночестве
• Ребенок будет проявлять это поведение, если к нему не предъявляют никаких требований
• Ребенок будет проявлять это поведение, если он утратит какое-либо поощрение, привилегии или усилители
Поведение с автоматическим усилением служит для стимуляции или успокоения тела ребенка, а сам акт участия в этом поведении является его собственным усилителем. Иногда довольно сложно определить, действительно ли причина проблемного поведения связана с получением сенсорных ощущений. Если вы считаете, что поведение может иметь сенсорную функцию, для проведения функциональной оценки или функционального анализа поведения рекомендуется обратиться к услугам квалифицированных консультантов. Случается, что сенсорные ощущение ошибочно принимаются за причину проблемного поведения, а если функция нежелательного поведения определена неправильно, то и вмешательство, вероятно, окажется неэффективным.
Дети, сенсорная система которых недополучает стимуляцию или легко перестимулируется, пойдут на многое, чтобы привести эту систему в состояние баланса. Если ребенок не имеет доступа к соответствующим способам или методам ее сбалансирования, появляется проблемное поведение.
Как выглядит поведение сенсорной стимуляции?
Особенность сенсорного поведения состоит в том, что иногда оно может выглядеть как обыкновенное проблемное поведение или сенсорный дефицит. Работая с таким видом поведения, необходимо проводить пристальное наблюдение и изучение ребенка, чтобы убедиться в том, что поведение не поддерживается положительным или отрицательным усилением.
Информация для родителей и учителей: если ребенок участвует в проблемном поведении, когда он находится один, или когда ему не предъявляют никаких требований, есть вероятность, что это поведение сенсорной стимуляции.
Информация для АВА-специалистов: если в результатах функциональной оценки поведения или в собранных данных не прослеживается четкой закономерности, тогда, возможно, речь идет о поведении сенсорной стимуляции.
Сенсорная стимуляция может возникать в любой из сенсорных систем: зрительной, тактильной, аудиторной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной и проприоцептивной. Важно знать особенности каждой из этих систем, поскольку любое вмешательство необходимо адаптировать к специфическим нуждам каждого ребенка (визуальным, тактильным потребностям и т.п.). Объем стимуляции, требуемой для поддержания этих систем, зависит от конкретного ребенка. Некоторые дети могут подолгу смотреть на люминесцентные лампы, чтобы удовлетворить свою визуальную потребность, мешая учителю сконцентрироваться на учебном процессе. Другие же будут многократно ударять себя по голове рукой в целях удовлетворения потребностей вестибулярного аппарата.
Наиболее распространенные формы поведения сенсорной стимуляции включают в себя:
Хлопки в ладоши, раскачивание, подпрыгивание, повторяющиеся или продолжительные вокальные звуки, пальцы в ушах, хождение на носочках, игры со слюной, накапливание пищи за щеками, жевание пальцев или одежды, крики, размазывание кала или игры с ним, облизывание предметов, мгновенная или отложенная эхолалия и аутоагрессивное поведение.
Почему дети участвуют в поведении сенсорной стимуляции?
Сенсорная стимуляция выполняет функцию модуляции сенсорной системы у ребенка, поэтому дети чаще всего проявляют подобное поведение, когда они недополучают стимуляцию либо же испытывают сенсорную перегрузку. Проблемное поведение возникает, когда наблюдается несоответствие между внутренней сенсорной системой ребенка и окружающей его средой.
Например, если в момент, когда ребенок перестимулирован и гиперактивен, родители ведут его в церковь и заставляют сидеть там тихо в течение двух часов, или же, наоборот, когда ребенок испытывает упадок сил, его ведут на многолюдный детский праздник в честь дня рождения, скорее всего, что он проявит проблемное поведение, чтобы скорректировать этот дисбаланс.
Как справиться с поведением сенсорной стимуляции?
После того, как вы определили функцию проблемного поведения, для снижения его интенсивности необходимо сделать следующие два шага: 1) прекратить усиливать (подпитывать) нежелательное поведение и 2) обучить ребенка тому, что он должен делать ВМЕСТО проявления такого поведения. При работе с поведением, которое основывается на получении сенсорных ощущений, бывает сложно произвести истинное гашение (гашение означает разрыв связи между усилением и поведением). Так происходит потому, что для настоящего гашения сенсорного поведения используются определенные виды защитного оборудования. Например, процедура гашения сенсорного поведения ребенка, который бьется головой, потребует применения специального шлема. Как правило, большинство родителей аутичных детей не хотят использовать защитную одежду в домашних условиях или в общественных местах. По этой причине, работа над поведением с автоматическим усилением, как правило, проводится путем комбинации блокирования реакции с функционально эквивалентным замещающим поведением. То есть, если ребенок ударяет по столу, потому что ему нравится возникающий при этом звук, предоставление ему паззла для игры не является функционально эквивалентным предложением. Предоставление же ребенку чего-то вроде барабана будет функционально эквивалентным предложением и более приемлемым поведением, по сравнению с многократными ударами по столу.
Важно понимать, насколько сильно дефицит навыков может способствовать появлению сенсорных причин для нежелательного поведения. Если ребенок удовлетворяет свои сенсорные нужды посредством неуместных или опасных действий, важно, чтобы поведенческий план включал в себя стратегии по обучению ребенка тому, какое поведение он должен продуцировать вместо проблемного.
Помните! Когда вы разрабатываете поведенческое вмешательство для поведения, имеющего автоматическое усиление, вы конкурируете с высокопредпочитаемым и легкодоступным видом деятельности. Если ребенок кусает свою руку, чтобы отрегулировать свои сенсорные потребности, вы вступаете в соперничество с рукой, которая всегда доступна и требует минимальных усилий для того, чтобы ее укусить. Попытка обучить ребенка тому, чтобы он находил вас и просил дать ему жевательную игрушку, не будет эффективной, поскольку это требует гораздо больших усилий, чем укус руки.
В целом, при работе с автоматически усиливающимся поведением, необходимо подобрать индивидуализированное и функционально эквивалентное замещающее поведение, а затем предоставлять усиление всякий раз, когда ребенок прибегает к использованию замещающего навыка.
Источник: http://www.iloveaba.com/2012/08/fba-part-ii-function-of-automatic.html
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.