ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Трехступенчатые подсказки и отказ от сотрудничества.



Трехступенчатые подсказки, или подсказки от наименьшей к наибольшей, представляют собой очень гибкий инструмент для работы с негибкими детьми или детьми, которые отказываются от сотрудничества. Негибкость означает, что ребенок отказывается выполнять требование или инструкцию. Негибкость/отказ от сотрудничества могут быть мгновенными или отложенными, вербальными или невербальными.

Примеры негибкости включают в себя:

Вы говорите ребенку, чтобы он почистил зубы, а он кричит «Нет» и убегает (вербальный и невербальный отказ от сотрудничества)
Вы говорите ребенку, чтобы он выключил телевизор и пришел ужинать, а он ждет еще 10 минут, пока не начнется реклама, и только потом подходит к столу (отложенный отказ от сотрудничества)
Вы просите ребенка собрать игрушки, а он начинает плакать и говорит, что он не хочет этого делать. В итоге он убирает игрушки, но на протяжении всего времени плачет или жалуется (вербальный отказ от сотрудничества)
Вы говорите ребенку, чтобы он накрыл на стол, а он опрокидывает стул и убегает в свою комнату (немедленный и невербальный отказ от сотрудничества)

Есть несколько вещей, которые необходимо знать о негибкости, отказе от сотрудничества и управлении поведением аутичного ребенка.

Во-первых, НЕ ПРОСИТЕ ребенка сделать что-либо. Убедитесь в том, что Вы обращаетесь к нему с требованием, а не с просьбой. Не говорите: «Можешь выключить телевизор?», если ответ «Нет» не является приемлемым в данном случае. Скажите: «Выключи телевизор».

Во-вторых, задайте себе вопрос, насколько большим значением обладает вербальный отказ от сотрудничества. Если вы говорите ребенку убрать игрушки, и он это делает, но начинает плакать, насколько это важно? Решите для себя, что является для вас приемлемым, а что нет, и четко придерживайтесь этого плана.

И, наконец, не относитесь к отложенному отказу от сотрудничества как к чему-то допустимому. Когда вы предъявляете требование, ребенок должен тратить разумное количество времени (3-5 секунд) на его выполнение. Если по истечению этого времени он по-прежнему не приступает к выполнению требования, это является неприемлемым. Не стоит учить ребенка тому, что у него есть столько времени на выполнение требования взрослого, сколько он пожелает. В школьной среде учителя предъявляют многочисленные требования к детям в течение всего дня, и ожидается, что ребенок будет реагировать на них быстро. Не ставьте ребенка в невыгодное положение, приучив его к медленной реакции на инструкции.

Ребенок, который постоянно демонстрирует отказ от сотрудничества, может столкнуться с серьезными трудностями в ходе обучения в школе или посещения терапевтических сессий, кроме того, взаимодействовать с таким ребенком бывает достаточно сложно. Это затрудняет своевременный переход ребенка от одной деятельности к другой, и весь день превращается в борьбу за выполнение требований, начиная от самых простых, таких как «Подойди сюда», и заканчивая более значимыми требованиями, например, «Выполни свою домашнюю работу».

Суть трехступенчатых подсказок можно хорошо понять при помощи такой последовательности: Сказать, Показать, Сделать.

Этап 1 - «Сказать»: Предъявите ребенку требование, например, «Убери игрушки». Подождите 3-5 секунд, пока ребенок начнет его выполнять. Если на этом этапе ребенок сотрудничает, предоставьте ему мощное поощрение. Если нет, перейдите к этапу 2.

Этап 2 – «Показать»: Повторите требование во время того, как вы будете моделировать или демонстрировать действие, которое ожидается от ребенка. Скажите «Убери игрушки вот так», собирая некоторые игрушки и складывая их на место. Подождите 3-5 секунд, пока ребенок начнет выполнять требование. Если на этом этапе ребенок сотрудничает, похвалите его или предоставьте поощрение, но в меньшем количестве, чем предоставили бы, если бы он проявил сотрудничество на этапе 1. Если же ребенок не выполняет требование, перейдите к этапу 3.

Этап 3 – «Сделать»: Повторите требование. Подойдите к ребенку и сделайте физическую подсказку к тому, чтобы он убрал игрушки, при минимальном использовании речи и зрительного контакта. Используйте подсказки типа «рука поверх руки», поднимая и убирая игрушки одну за другой. Игнорируйте проблемное поведение, которое демонстрирует ребенок, например, хныканье и жалобы. Не предоставляйте похвалу или усиление до тех пор, пока ребенок не закончит работу. Не прекращайте использование подсказок «рука поверх руки» до тех пор, пока требование не будет выполнено.

Через некоторое время ребенок поймет, что у него есть два варианта на выбор: сотрудничество и получение похвалы или поощрения, или же отказ от сотрудничества и НЕполучение похвалы или поощрения в сочетании с выполнением требования в конечном итоге. Как правило, негибкое поведение очень быстро уменьшается в результате применения трехступенчатых подсказок. Эту процедуру может использовать любой человек из ближайшего окружения ребенка.

Важно:

-         Инструкцию необходимо повторять при каждой подсказке.
-         Ни один из перечисленных шагов не должен повторяться.
-         Разговоры на посторонние темы не допускаются.
-         При проявлении сотрудничества ребенок должен получить усиление.
-         Не поощряйте появление необходимости в физических подсказках.

*Замечание: если первоначальное требование является экспрессивным, например, «Скажи «пока-пока»», и ребенок отказывается говорить, тогда на этапе 3 это требование можно сделать рецептивным и предложить ребенку просто помахать рукой «пока-пока». Невозможно дать физическую подсказку к вербальной реакции, поэтому ее стоит заменить на невербальную.



Источник: http://www.iloveaba.com/2011/09/3-step-prompting.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.