From: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/44667/autism |
Такая путаница возникает потому, что многие подразумевают под АВА программы ранего интенсивного вмешательства, которые применяются для детей с аутизмом в очень раннем возрасте - от полутра лет до 6-ти.
Целью этих программ является развитие речевых навыков ребенка, формирование учебного поведения, формирование навыков игры и общения со сверстниками. По мере того как взрослеет ребенок, цели в АВА программе смещаются, и акцент в работе для взрослого ребенка ставится уже не на речевые и игровые навыки, а на навыки коммуникации, навыки самопомощи и самообслуживания и навыки проведения досуга. Другими словами, с маленьким трехлетним ребенком педагог будет разучивать упражнение на имитацию движений, сортировку категорий, наименование карточек и выполнение инструкций в пространстве комнаты, но не будет его учить самостоятельно натягивать носки, т.к. в этом возрасте от ребенка не ожидается полностью самостоятельное действие в этой сфере. С подростком педагог будет разучивать самостоятельное натягивание носков, мытье посуды, складывание полотенец в штаф и поход в магазин, но не имитацию и наименование карточек.
Применение АВА всегда направлено на изменение социально значимого поведения, и в подростковом возрасте значимым становится то, что человек с особенностями может жить как можно более полноценной и самостоятельной жизнью. Следовательно, целью применения АВА в подростковом фозрасте является формирование таких навыков, которые позволят человеку достичь наиболее качественного жизненного уровня.
Вследствие изменения целей изменяются и методы. Если в раннем возрасте широко используется метод обучения отдельными блоками, обучение часто происходит за столом, с помощью дидактических материалов, то в подростковом возрасте обучение за столом происходит гораздо реже, чаще используются методы формирования поведения, цепочки поведения и "Случайное обучение".
Для того, чтобы пределить чему обучать и как в АВА используются инструменты оценки навыков. В дошкольном и начальном школьном возрасте для оценки навыков используются ABLLS-R и VB-MAPP. А в подростковом возрасте и для взрослых людей с особенностями используются другие инструменты, например "Essential for Living" и AFLS. Эти инструменты предназначены для оценки важных навыков в этом возрасте, таких как умение оказать самому себе первую помощь (например, наклеить пластырь на рану), умение разогреть или приготовить еду, умение вытирать попу и стирать вещи, умение спокойно ходить по улице, не вокализируя и размахивая руками, делать покупки в магазине, и занимать себя функциональной деятельностью в свободное время. При использовании этих инструментов специалист может определить, какие навыки у подростка уже сформированы, а какие еще нет, и выбрать цели для обучения.
Таким навыкам, как разогреть еду или делать покупки в магазине можно обучить с помощью пошагового формирования цепочки поведения - раздробить это сложное действие на отдельные действия, и последовательно обучать этим действиям с помощью подсказок и поощрений.
Такому навыку, как вытирать попу или спокойно ходит на улице можно обучить с помощью метода "Формирование реакции", и предоставлять поощрения за улучшенные реакции, а более простые или некачественные реакции не поощрять.
Как в младшем возрасте, так и для взрослых наиболее важной целью является коммуникация, и работа над этой целью не прекращается никогда. Взрослые неговорящие люди по-прежнему учатся общаться с помощью карточек PECS или жестов, а для тех, кто уже умеет говорить, работа обычно ведется над усложнением речевых реакций или обучением социальным правилам, которых нужно придерживаться при разговоре.Чаще всего для этого применяется такой метод, как "Случайное обучение", но могут применяться и дополнительные, такие как "Социальные истории" или видео-моделинг.
Коррекция проблемного поведения в этом возрасте также основывается на результатах функциональной оценки, как и в младшем возрасте. Следует помнить, что поведенческие проблемы чаще всего происходят на фоне отсутствия навыков коммуникации (человек не может попросить то, что он хочет или отказаться от того, чего не хочет) или отсутсвия навыков проведения досуга (не знает чем заняться), и обучение его этим адаптивным наыкам чаще всего и является наиболее эффективным методом коррекции.
Используя инструменты прикладного анализа поведения можно значительно улучшить качество и уровень жизни любого человека, вне зависимости от возраста и диагноза.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.