В наших предыдущих публикациях мы неоднократно упоминали о том, что навык принятия решений является одним из важнейших навыков, обучение которому желательно начинать вскоре после начала работы с ребенком. Особенно в случае с детьми младшего возраста и невербальными детьми, специалисты часто отмечают, что в течение дня большинство решений за такого ребенка принимают окружающие его взрослые. Он просыпается утром, и мама выбирает ему одежду. Затем ребенок отправляется в школу, где учитель говорит ему, какие задания он должен выполнять. Потом он возвращается домой, и папа ставит перед ним тарелку с ужином. День у такого ребенка представляет из себя следование указаниям и выполнение требований других людей.
По мнению некоторых специалистов, при разработке поведенческого плана обучение навыку принятия решений следует запланировать в качестве предшествующего вмешательства. На практике часто оказывается, что многое проблемное поведение поддерживается или усиливается в результате недостаточного уровня контроля индивидуума над окружающей средой, или же в связи с отсутствием системы коммуникации, при помощи которой он мог бы сообщить окружающим о своих желаниях или потребностях. То, что ребенок не разговаривает, еще не означает, что ему нечего сказать, или что у него ни в чем нет потребности.
• Итак, зачем же обучать ребенка осуществлению выбора? Осуществление выбора по сути представляет собой принятие решения. На самом деле Вы обучаете индивидуума тому, как оценивать ситуацию («Что именно я хочу?»), принимать решение («Хм, я хочу вот это») и соглашаться с ним («Если я выбрал красного, то это означает, что я не могу получить синего»). Помимо обучения принятию решений, позволение осуществлять выбор в процессе обучения или терапии вовлекает ребенка в происходящее. С этого момента вы становитесь командой, которая совместно работает над тем, в чем вы оба заинтересованы. Человеческая природа такова, что если индивидуум помогает в принятии решения или осуществляет какой-либо другой вклад в дело, он будет больше заботиться о его результате. И, наконец, умение ребенка осуществлять выбор является коммуникативным навыком. Если невербальный ребенок трехлетнего возраста может отвести тераписта в игровую комнату и указать на плюшевого медведя, он уже вступает в коммуникацию со взрослым, пусть он и не может произнести слов: «Я хочу посмотреть вот на этого медвежонка».
• Как можно обучить ребенка навыку осуществления выбора? Существует множество путей разработки программы осуществления выбора. Самое главное - сосредоточиться на следующих ключевых критериях:
1) Начинайте с материальных и визуальных вариантов выбора, а не с абстрактных понятий. Протяните ребенку куклу и поезд и попросите его выбрать одну из игрушек. Начинайте с предоставления двух возможных вариантов выбора, чтобы упростить поставленную перед ребенком задачу.
2) Если ребенок ничего не выбирает, выбор нужно осуществить вам. Ребенок должен понять, что выбор может сделать он, или же этот выбор сделает за него кто-то другой.
3) Если ребенок пытается заполучить оба предмета, не позволяйте ему этого. Уберите предметы и объясните ему, что он может выбрать только один из них. Затем повторите попытку.
4) Как только ребенок сделал свой выбор, поставленная задача считается выполненной. Не позволяйте ему менять свое решение. Как только выбор будет осуществлен, уберите другие предметы. Это крайне важный момент, особенно на начальных этапах обучения навыку.
5) Изберите такую форму коммуникации, которая доступна для конкретного ребенка. К примеру, он может устно сказать вам о своем выборе, указать или выразить его на языке жестов, продемонстрировать карточки PECS и т.п. Не забывайте усиливать соответствующие реакции осуществления выбора, чтобы закрепить и усовершенствовать этот навык в будущем.
Важно понимать, что процесс обучения принятию решений может реализовываться некорректно. Необходимо учитывать и программировать следующие моменты:
- Когда нужно увеличивать количество возможных вариантов выбора?
- Когда следует осуществить переход от материальных и осязаемых объектов к абстрактным понятиям?
- Понимает ли ребенок, что выбор чего-либо означает «да» для этого объекта и «нет» для всех остальных?
- Что если ребенок хочет выбрать оба предмета или же осуществить не один выбор?
- Что происходит, когда он делает выбор в пользу одного предмета, а предполагается/ожидается, что будет выбран другой предмет (или же ребенок не понимал, что он выбирает)?
- Когда предложение сделать выбор является неуместным?
*Совет. Навык осуществления выбора - это не тот навык, который необходим только учащимся младшего возраста или учащимся с низким уровнем функциональности. При работе со взрослыми клиентами или высокофункциональными детьми следует включать множество возможностей для выбора. Они не просто могут выбирать, где будут работать («у тебя в комнате или на детской площадке?»), какие выполнять задания, и в каком порядке. Индивидуальные предпочтения учащихся должны учитываться при подборе используемых материалов. Кроме того, следует обучить ребенка понятиям хорошего выбора и плохого выбора (к примеру, их можно обозначить как Зеленый и Красный выбор). Зеленый выбор приносит ребенку различные «бонусы»: поощрение, веселье, внимание/взаимодействие и т.п. Красный выбор удаляет из окружающей среды ребенка различные объекты или не приводит к веселому провождению времени. Если учащийся испытывает трудности со слушанием, выполнением заданий или употреблением вежливых слов, ему можно напомнить о необходимости сделать правильный выбор следующим образом: «Ты сейчас делаешь зеленый выбор или красный выбор?», а затем обсудить вместе с ним, как он может вернуться в «зеленую зону» выбора.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.