ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Обобщение навыков.

Стратегии обобщения

Обобщение навыков можно определить как способность применять информацию и знания, полученные при выполнении одной задачи, для выполнения других задач в других ситуациях.
Люди обобщают свои знания регулярно. Например, знание человеком того, что водитель всегда должен ехать по правой стороне дороги, является обобщением его опыта и наблюдений конкретных дорожных ситуаций.

Вспомним то время, когда мы изучали алфавит: было очень легко научиться тому, что буква «А» является буквой «А» вне зависимости от того, какого она цвета, на какой бумаге она изображена, кто нас о ней спрашивает, видим ли мы ее на двери холодильника или в книге. Обратите внимание, что вы не забыли о том, что буква «А» - это буква «А» после того, как освоили этот навык. В этом состоит суть обобщения.

Влияние обобщения на обучение

Дети с аутизмом испытывают трудности с обобщением навыков, которым они обучаются, при переходе от одних условий окружающей среды к другим. То есть, если аутичного ребенка обучили тому, как переходить дорогу перед домом, его необходимо дополнительно обучить тому, как перейти дорогу перед школой, церковью, детской игровой площадкой и т.п. Он может не суметь продемонстрировать навык, изученный с одним учителем, при работе с другим учителем. Он может решить математический пример в одном школьном кабинете и не суметь решить его в любом другом. Это часто сбивает с толку учителей, которые списывают такие явления на проблемы с запоминанием («Ведь ребенок знал это еще 10 минут назад, а теперь совершенно забыл!»).

Дети с РАС зачастую обучаются какому-либо поведению или навыку в одной конкретной ситуации, но не могут обобщить полученные знания и опыт для другой ситуации. Например, ребенка можно научить чистить зубы зеленой зубной щеткой, но это не означает, что он сможет почистить зубы голубой зубной щеткой. Аутичные дети могут научиться мыть тарелки, но не всегда осознают, что та же базовая процедура применима и для мытья стаканов. Они могут выучить буквальное произношение какого-либо правила, но не понять его суть и механизм применения в различных ситуациях.

Зачастую людям с расстройствами аутистического спектра не удается функционально использовать опыт, полученный ими в структурированной обучающей среде, и применять его к другим подобным повседневным ситуациям, материалам или людям. Часто дети с аутизмом нуждаются в планировании и программировании поддержания навыков, что позволяет встраивать приобретенные навыки в функциональную деятельность таким образом, чтобы навык постоянно и систематически усиливался с течением времени.

Соответствующее обобщение реакций предполагает понимание основных принципов использования учебного материала и способов его применения в других ситуациях. Сосредотачивая свое внимание на конкретных деталях, учащиеся с аутизмом часто упускают из виду эту ключевую информацию и методы ее дальнейшего использования. Иногда  они не помнят точный порядок выполнения задания, потому что они сосредоточены на конкретных деталях этого задания, и не всегда могут связать эти детали в единое целое. Поскольку любые последовательности действий включают в себя подобные связи, они могут представлять собой некоторые трудности для аутичного ребенка.

Стратегии, направленные на систематическое обобщение навыков в различных условиях окружающей среды, имеют важнейшее значение. Этот процесс предполагает активное участие родителей в обеспечении согласованной командной работы между преподавателями общего образования, педагогами специального обучения, администраторами и сопровождающим персоналом. Если в программе вмешательства обобщению навыков не уделяется должного внимания, существует вероятность того, что приобретенные ребенком навыки окажутся контекстно-зависимыми. Также большое значение имеет систематическое планирование переходов между учебным материалом в частности и программами обучения в целом.

Как можно убедиться в том, что обобщению навыков уделяется достаточное внимание?

Существуют различные стратегии, которые следует соблюдать для того, чтобы обеспечить обобщение изучаемых по программе навыков.

Стремление к естественным условиям усиления. Очень важно проводить работу над таким поведением, которое может поддерживаться в естественной среде. Поведение, которое принимается в качестве целевого, должно соответствовать возрасту учащегося, а также быть приемлемым с культуральной точки зрения. Поведение, проявление ребенком которого приводит к естественному поощрению, с большей вероятностью будет поддерживаться и обобщаться.

Обучение с достаточным количеством образцов
. Очень важно обучать аутичных детей на большом количестве примеров целевых стимулов. Например, если ребенка учат такт-реакции «собака», инструктор должен использовать разнообразные материалы: это могут быть картинки в книге, кусочки паззлов или изображения различных пород собак. Это увеличит вероятность того, что учащийся сможет назвать собакой любую собаку, которую он увидит. В рамках этого подхода ребенка также могут обучать различные инструкторы, или же обучение может проводиться в разнообразных условиях окружающей среды.

Программирование общих стимулов. Программирование общих стимулов предполагает использование в обучении таких материалов, которые являются подобными материалам, присутствующим в естественной среде. Чем больше обучающий стимул будет напоминать стимул из натуральной среды, тем больше вероятность того, что ребенок и в натуральной среде сможет продемонстрировать ту реакцию, которой его обучают.

Вариативное обучение. Данный подход предполагает изменение тех или иных аспектов программы/целей программы, которые не являются определяющими для обучения навыка. Например, изменение тона голоса во время предоставления инструкции, вариации при выборе слов, предъявление стимулов под разным углом зрения, возможно, с попеременным использованием магнитной доски или рабочего стола.

Использование неразличимых условий. В данном случае речь идет о режиме усиления, который используется для обучения навыку. Если навык обучается исключительно с применением режима постоянного усиления, как только усиление уйдет из окружающей среды, применение ребенком освоенного навыка, скорее всего, также пострадает. Важно использовать переменный режим усиления, чтобы поддержать целевой навык в перспективе. В естественных условиях окружающей среды поведение, как правило, не приводит к получению постоянного усиления.

Обучение техникам самоуправления. Если ребенок способен разобраться, когда и каким образом ему использовать приобретенные навыки в натуральной среде, в таком случае обученное целевое поведение, скорее всего, сохранится. Недостаточно просто обучить ребенка тому, как просить о каком-либо предмете, необходимо также обучить его тому, когда он может о нем попросить или взять его самостоятельно.

Как можно выяснить, происходит ли обобщение навыков?

Как и в случае с любой программой обучения навыкам, единственным способом убедиться в том, что обобщение происходит, является сбор данных. Все программы должны включать в себя проверку обобщения реакций. Такие пробы обобщения помогут оценить использование навыка в различных условиях, с различными людьми и с различными стимулами. Пробам обобщения не следует обучать, эта процедура предназначена исключительно для проведения оценки. Если ведется работа над наименованием животных, пробой обобщения может считаться введение набора новых картинок. Смысл заключается в том, что если ребенок учится такт-реакции «корова», и ему предоставляется новая картинка с изображением коровы, он должен назвать ее так, как если бы этот навык уже был им освоен. После сбора данных проб обобщения полученная информация отображается на графике в виде отдельных точек данных.

Как правильно поддерживать освоенные навыки?

Навыки должны поддерживаться на ежедневной основе, а не в определенные дни. Если ребенок осваивает наборы стимулов, уже знакомые материалы должны располагаться среди новых материалов и чередоваться. Это позволяет предоставить ребенку возможность для получения поощрения, когда инструктор предъявляет ему известные стимулы. Кроме того, большинство программ являются подготовительным этапом и необходимой базой для перехода к другим программам, так что приобретенные навыки естественным образом будут поддерживаться. Например, ребенок должен научиться сопоставлять картинки и предметы прежде, чем он приступит к работе над сортировкой. Как только будет введена сортировка, навык сопоставления будет соответствующим образом поддерживаться. Еще одним примером может быть любая программа, обучающая цепочке поведения, к примеру, завязывание шнурков. Как только ребенок освоит звено цепочки со скрещиванием шнурков, каждый последующий шаг будет поддерживать предыдущие.

Важно помнить о том, что если навык не обобщен, то его нельзя считать по-настоящему освоенным.






Источники:
http://www.aspminds.com/generalization.html
http://www.scholasticinterventions.org/2011/12/05/generalization-and-maintenance-of-skills

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.