Совместный поход в многолюдное общественное место, такое как кафе или ресторан, может оказаться непростым мероприятием для любой семьи с маленьким ребенком. Если же речь идет об аутичном ребенке, такой семейный ужин может представлять собой еще более сложную задачу. Надеемся, что данная публикация поможет вам организовать ситуацию таким образом, чтобы ваш ужин вне дома оказался успешным и приятным времяпровождением.
"Что бы вы сделали?"
Недавно вышла очередная серия программы «Что бы вы сделали?», в которой Лиза Горинг, Вице-Президент по семейным делам Autism Speaks, и ее 15-летний сын Эндрю, представили один интересный эпизод. В течение этого эпизода актеры, изображающие семью из 4-х человек, включая мальчика с аутизмом, обедали в ресторане. В это время камеры сняли то, как другие клиенты реагировали на поведение мальчика.
Видео:
Что нужно сделать перед тем, как вы пойдете ужинать?
При работе в незнакомой окружающей среде одной из самых успешных стратегий является предварительная подготовка ребенка. Такая подготовка может значительно уменьшить его беспокойство в незнакомой обстановке и дать ему представление о том, чего ожидать.
Выделите время, чтобы спланировать и подготовиться к походу в кафе, обращая внимание на следующие вопросы:
- Куда вы идете?
- Может ли окружающая обстановка в этом месте оказаться чрезмерно стимулирующей?
- Посещали ли вы это место раньше?
- Потребуется ли стоять в очереди, чтобы сесть за столик?
- В какое время дня вы туда пойдете?
- Можно ли зарезервировать столик заранее?
- Какие любимые ребенком блюда есть в меню?
- Можете ли вы распечатать меню дома?
- Отметили ли вы это событие как особое событие в календаре?
Многие родители детей с аутизмом избегают обедов вне дома, поскольку посещение ресторана с аутичным ребенком - это стресс и серьезная нагрузка. В мае 2011 года администрация сайта Autism Speaks опубликовала следующие вопросы:
«Для человека с аутизмом мысль об ужине вне дома часто является пугающей. Каким образом вы готовите себя и своего ребенка к походу в ресторан? Можете ли вы поделиться своим положительным/отрицательным опытом? Какие стратегии вы используете для того, чтобы вся семья могла комфортно провести время во время ужина в ресторане?
Вот несколько советов, полученных администрацией сайта от семей, которые являются членами сообщества Autism Speaks.
«Моему сыну 16 лет, и у него первазивное расстройство развития (неуточненное). Мы всегда берем его с собой в ресторан вместе с его 14-летним братом (с СДВГ), не испытывая серьезных сложностей. Обычно, на сайтах ресторанов всегда есть меню, и это помогает спланировать все заранее».
«Мы заметили, что очень помогает сидение у окна с видом на улицу».
«Полезными оказываются хорошие взаимоотношения с персоналом. В любимых кафе моего сына официанты знают, чего он хочет, как только он заходит внутрь. Его обслуживают быстро и с индивидуальным подходом, на что он реагирует позитивно».
«Еще одна хитрость для тех, у кого подростки с РАС. Я использую походы в кафе как способ обучения отстаивать свои права. Поскольку я и мои дети предпочитаем, чтобы нам приготовили что-нибудь особенное, не входящее в меню, это учит их пониманию того, что просьба о чем-нибудь особенном – это нормально, а также тому, как это сделать вежливо».
«Вещи, которые я всегда держу при себе, чтобы избежать критических ситуаций: 1. Пакет с закусками: морковка и т.д., 2. Движущиеся игрушки, 3. Визуальные карточки».
Необходимые навыки
Организация Nassau Suffolk Services for Autism подготовила перечень важных навыков, которые следует учитывать, когда вы отправляетесь куда-либо на обед/ужин с аутичным ребенком. Помните, что необходимо адаптировать данный перечень навыков под индивидуальные особенности вашего ребенка.
Умение ждать
Ждать, чтобы сделать заказ
Ждать, когда принесут заказ
Ждать, пока все закончат обедать
Заказ блюд
Сделать выбор блюда
Заказать блюдо
Говорить с соответствующей громкостью голоса
Заказать блюдо должным образом
Сидеть соответственно окружающей обстановке
Отсутствие неконтекстных вокализаций
Отсутствие неуместных телодвижений
Сидение в вертикальной позиции
Умение держать руки на месте
Манеры за столом
Темп употребления пищи
Использование столовых приборов
Использование салфетки
Жевание с закрытым ртом
Социальные навыки
Умение вести беседу за обеденным столом
Соответствующее использование слов: «извините», «пожалуйста» и «спасибо»
Комментирование выбора блюда
Принятие отказа в случае, если выбранное блюдо недоступно
Другие навыки
Использование общественного туалета
Ресурсы
«Книга новых социальных историй»
Автор: Кэрол Грей
(The New Social Story Book by Carol Gray)
Книга описывает ситуации, навыки или понятия в рамках соответствующих социальных подсказок, а также различные точки зрения и общие решения в специально определенном стиле и формате. Цель книги - поделиться социальной информацией в терпеливой и обнадеживающей манере, доступной для понимания аудитории. Половина всех социальных историй описывает ситуации, с которыми читатель легко может справиться. Хотя целью социальных историй не является коррекция поведения, углубленное понимание определенных событий и ожиданий, сформированное у ребенка, может улучшить его реакции на такие события.
Визуальная поддержка
Использование визуальных подсказок во время еды имеет много преимуществ. Они могут уменьшить чувство беспокойства и подавленности. Визуальные подсказки дают наглядное представление о том, что будет происходить на протяжении определенного времени, разбивая происходящую деятельность на этапы, которые легко воспринимаются человеком.
Пример визуального расписания, которое может быть использовано для обеда вне дома – пошаговые картинки:
1. Ожидание столика
2. Заказ еды
3. Ожидание заказа
4. Подготовка к выходу из ресторана
Источник: https://www.autismspeaks.org/family-services/going-out-to-eat
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.