Сегодня в нашей рубрике на вопросы отвечает Софья Омелечко, сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор, CBA-S, учитель-логопед, учитель компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, преподаватель нашего проекта "Аутизм: коррекционная работа на основе АВА":
1. В чем вы видите основные цели и задачи супервизии?
Очень часто мы употребляем слова, которые имеют не одно значение. Например, когда мы говорим «подкрепление» мы можем иметь в виду конкретный предмет или событие (игрушка, наклейка, совместная игра или качание в одеяле – почти что угодно), а можем говорить о процессе, принципе, который описывает происходящие изменения целевого поведения в сторону увеличения каких-либо его количественных показателей.
Такая же ситуация со словом «супервизия». Мы под этим словом можем иметь в виду конкретную встречу супервизора и супервизируемого специалиста, а можем весь процесс их взаимодействия.
В ходе разработки и реализации поведенческого вмешательства у поведенческого специалиста и/или родителей ученика могут возникнуть вопросы, которые потребуют консультации опытного специалиста, и тогда супервизия может иметь вид разовой встречи. И ее цели и задачи могут сильно отличаться от планомерной, регулярной работы. Цель такой встречи или цикла встреч – решить конкретный запрос, проработать какой-то аспект индивидуальной программы обучения ученика.
Если же супервизор и супервизируемый специалист сотрудничают на регулярной основе, то целью такого взаимодействия является развитие компетенций супервизируемого специалиста, его профессиональный рост, поддержание высокого уровня качества предоставляемых им услуг, контроль соблюдения принципов этики, профилактика выгорания. А задачи будут сильно отличаться в зависимости от того, на каком этапе формирования профессиональных навыков идет работа. Для кого-то в приоритете будут инструкторские навыки, для кого-то аналитическая работа, а на определенном уровне опыта и мастерства супервизия нужна для больших мозговых штурмов, концептуальных дискуссий, поиска оригинальных решений для непростых случаев.
2. В каком формате вы проводите супервизии? Какой формат, на ваш взгляд, является наиболее эффективным?
В зависимости от стадии формирования профессиональных навыков супервизируемого специалиста, от текущей ситуации в обучении конкретного ученика мы можем выбирать следующие форматы супервизии:
- встреча он-лайн во время занятия. Специалист устанавливает камеру в комнате, где проходит занятие, и супервизор наблюдает за выполнением заданий, предоставлением подкреплений, игрой в режиме реального времени. Во второй части супервизии происходит обсуждение занятия, специалист получает обратную связь от супервизора, задания на ближайшее время.
- встреча он-лайн в удобное для участников время, к которой супервизируемый специалист высылает заранее подготовленные материалы – видео-записи, данные, отчеты, поведенческие планы и т.п. Я просматриваю и анализирую заранее предоставленные материалы, пишу заметки и комментарии, и в ходе встречи мы обсуждаем текущую ситуацию, анализируем имеющиеся данные, планируем внесение изменений во вмешательство, если это необходимо. Для начинающего специалиста тут важно получить готовые ответы, на возникающие у него в ходе практики вопросы, точные рекомендации, а опытному специалисту уже больше вопросов задаю я, предлагая применить имеющиеся у него теоретические знания, дойти до какого-то решения самостоятельно по заданному вектору.
- очные супервизии во время занятия – любимый мой формат, формат который любят и без которого грустят мои коллеги. К сожалению, с 2020 года пока еще не удалось его возобновить.
- групповые супервизии в тематическом формате. Это цикл супервизий на заданную тему, в рамках которых у участников есть возможность выполняя задания «прокачать» какие-то конкретные навыки: сотрудничество с семьей ребенка, системы коммуникации, оценка навыков, методы обучения, сбор и систематизация данных, написание программ, комплексный подход к развитию речи и т.п. Групповые супервизии проходят в он-лайн формате.
Каждый формат по-своему нужен и востребован. Выбираем мы его с супервизируемым специалистом совместно, можем сочетать различные форматы.
3. Есть ли какие-то требования к супервизируемым специалистам, чтобы они смогли попасть к вам на супервизию?
Я считаю, что стоит руководствоваться здравым смыслом и в начале профессионального пути не спешить «собирать часы» – это все-таки важно для куратора, а начинающему инструктору необходимо научиться самым азам практической работы. Поэтому ему стоит для начала искать себе не супервизора, а куратора, с которым будет возможность встречаться чаще, который, в идеале, сможет хотя бы время от времени проводить очные кураторские встречи. И вот когда уже есть база инструкторских навыков, можно приступать к аналитической практике, в которой помощь супервизора будет необходима.
4. Специализируетесь ли вы на какой-то определенной сфере в своей работе? Есть ли какие-то кейсы (случаи из практики), которые вы не станете брать в работу?
За время моей практики мне приходилось сталкиваться с разными запросами и работать с разнообразным поведением. Трудно сказать, что я специализируюсь на чем-то конкретном, думаю, одна из самых сильных моих сторон – умение составлять анализ задачи и разбивать сложные задачи из разных сфер на промежуточные шаги и находить для них логичные и концептуально обоснованные решения. С чем не взялась бы пока работать – с совсем взрослыми клиентами (у меня нет пока такого опыта), и с учениками имеющими серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата (небольшой опыт у меня в этом есть, и именно поэтому я понимаю, что тут нужно много дополнительных знаний, умений, предосторожностей).
5. В чем, на ваш взгляд, заключается залог успеха во взаимодействии в рамках супервизии?
Залог успеха – в ясности целей, в четком плане их реализации, в дисциплинированном и последовательном труде, в доверии и открытом диалоге. Печально, когда обращение за супервизией превращается в обращение с запросом в справочное бюро, а бланк учета часов супервизии – в чек за оплаченную услугу. Здорово, когда супервизия становится точкой роста, отправным моментов к развитию новых интересов, поиску нетривиальных решений.
6. Поделитесь, пожалуйста, одним из успешных (или неуспешных) случаев из вашей практики супервизора :-)
Неудачный опыт в проведении супервизии у меня случался пару раз, когда запрос на супервизию исходил от родителей, а специалист был не готов к такому сотрудничеству. Трудно сказать почему – возможно, специалист был не готов работать лично со мной (на самом деле, личные симпатии тоже не стоит сбрасывать со счетов), может, мои требования показались слишком высокими, или специалист в принципе не очень понимал, что такое работа под супервизией, и зачем вообще она нужна. В целом, мне очень повезло с супервизируемыми специалистами – они целеустремленные и любознательные. Их жажда знаний и стремление расти профессионально привели к тому, что помимо регулярного посещения супервизий, они еще самоорганизовываются в группы, которые встречаются на интервизиях, обсуждают сложные вопросы, делятся инсайтами, помогают и поддерживают друг друга. Вот эту любовь моих коллег к своей работе, в формировании которой есть и мой скромный вклад, я считаю своим несомненным успехом в качестве супервизора.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.