ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Приучение к горшку - насколько детский аутизм делает это невозможным?

Многие дети с аутизмом затрудняются приобрести навык использования туалета. Некоторые из них не соглашаются ходить в туалет, потому что боятся его, некоторые - постоянно писяются в штаны, и большинство - затрудняется проявлять инициативу и проситься сходить в туалет. Иногда процесс отучения от подгузников занимает очень много времени и сил у окружающих, и, в конце концов, после полного истощения ресурсов приводит к возвращению подгузников. Иногда процесс временно прекращается и потом начинается заново - по причине регреса или ограниченных ресурсов в определенные периоды времени.


Для многих детей причина затруднений в приобретении этого навыка скрывается в ограниченных коммуникативных и речевых навыках. Во-первых, потому, что обучение мочиться и испражняться в одном месте поддерживается именно социальными последствиями, к которым многие дети с аутизмом просто нечувствительны. То есть, если для обычного ребенка недовольство родителей является достаточной причиной для того чтобы перестать мочиться в штаны (Socially- Mediated Positive Punishment), для ребенка с аутизмом недовольство родителей может не оказывать должного эффекта, а худшем случае - даже усиливать поведение (ребенок может часто мочиться в штаны, потому что каждый раз как он это делает, его родители ругают и отчитывают его, и отводят в туалет - Socially- Mediated Positive Reinforcement ). Во-вторых, восприятие понятий, причин и последствий является сложной материей для многих детей с аутизмом, и поэтому обучение, где нужно мочиться, и когда нужно мочиться, а когда не нужно мочиться может занять много времени или потребовать особый подход. И, в-третьих, недостаточное развитие коммуникативных и речевых навыков может сопровождаться сенсо-моторными проблемами, что значительно затрудняет обучение, так как ребенок может плохо чувствовать позывы, или неправильно их интерпретировать, или испытывать приятные ощущения от мокрых или грязных штанов.

Поэтому, для многих родителей и специалистов, работающих с детьми с аутизмом, процесс отучения от подгузников кажется настолько сложным и непреодолимым, что основные цели этого процесса уходят на второй план. А между тем, важно помнить, что умение ребенка пользоваться туалетом улучшает качество не только его жизни, но и всей семьи:

• Ребенок может избежать инфекций и болезней, связанных с мочеполовой системой.
• Ребенок становится более самостоятельным, а следовательно более развитым, более уверенным в себе, и более открытым для восприятия стимулов в окружающей среде.
• Ребенок получает возможность быть более адекватно воспринятым окружающими, в том числе, и сверстниками (общение с которыми так критически важно для развития детей с аутизмом!). Пятилетний ребенок в подгузниках может стать изгоем среди сверстников, даже если он умеет играть в игры и разговаривать. Вид ребенка, или сопровождающий его неприятный запах быстро станет причиной насмешек и издевательств.
• И кроме этого, у некоторых детей развиваются и укрепляются такие нежелательные и неприятные привычки, как игры, размазывание, или даже проба на вкус мочи и кала, и это является реальной опасностью для здоровья ребенка.
• Для семьи - это значительное облегчение в уходе за ребенком - как финансовое (не нужно покупать подгузники), так и физическое (не нужно постоянно менять подгузники и одежду, стеречь, что бы не измазался и не вымазал или испортил мебель), и конечно - моральное и эмоциональное (вместо того, что бы постоянно заниматься стиркой, уборкой - можно использовать время для приятного времяпровождения с ребенком).
• Для семьи - предотвращение неприятных ситуаций в обществе. Ребенок, который умеет пользоваться туалетом, делает возможным поездку в отпуск или поход в гости.

Поэтому, при работе над навыком обучения использования туалета следует, прежде всего, постоянно помнить о том огромном значении, которое оказывает это обучение на ребенка, и поэтому, ни при каких обстоятельствах не рассматривать возвращение к подгузникам как приемлемый вариант. И кроме этого, нужно обязательно постоянно отслеживать процесс и использовать те методы, которые являются эффективными на индивидуальной основе.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.