ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Жетоны - подготовительный этап.

Жетоны - это обусловленный положительный усилитель (Conditioned Positive Reinforcer), то есть стимул, который в процессе совмещения с другим усилителем, приобрел его усиливающие свойства. 
Поэтому, еще до начала использования жетонов нужно понять, какие другие стимулы являются усилителями для реакций ребенка

( конфеты, шоколад, сок, изюм, мед, соленые сухарики, орехи, фонарики, воздушные шарики, мыльные пузыри, пена для бритья, мультфильм "Смешарики", пластилин, погремушки, фигурки, матрешки, юла, альбом с картинками, фломастеры с блестками, губная помада, свежие огурцы, соленые огурцы, микрофон, качели, фишки, и так далее). Для некоторых детей предметы и занятия являются "наказаниями", а не "поощрениями", и скорее всего для их реакций самым действенным усилителем будет прекращение занятий.

Если усиливающих стимулов много, то лучше сложить их в одну коробку или корзину, и в процессе обучения давать ребенку выбор. То есть, в дальнейшем, когда ребенок получит все жетоны, он сможет выбрать тот приз, который ему нравится больше всего. Как известно, выбор сам по себе усиливает мотивацию, поэтому и те призы, которые ребенок выбирает сам, будут действовать как более эффективные усилители.

Кроме определения и подготовки мотивационных стимулов важно подготовить и сами жетоны, и табличку для жетонов. Табличка - это небольшая, продолговатая поверхность, которую можно просто вырезать из очень плотного картона (или другого плотного материала), на которую наклеена одна часть липучки (Velcro). 
И 10 жетонов (можно использовать большие пуговицы, или фишки от игры), на обратной стороне которых тоже наклеена липучка. В конечном итоге, эти жетоны должны легко прилепляться к поверхности с липучкой, и также легко их можно оттуда снять. Размеры таблички могут быть приблизительно 16 Х 10 см", а жетоны могут быть размером с большую пуговицу или монету в 5 рублей (Вот побывала в Москве, и теперь знаю, как выглядят русские деньги :-)

Для маленьких детей или для детей, которые испытывают большие трудности в обучении или понимании речи, лучше всего использовать именно такую табличку с жетонами. При этом, можно начать с 5-ти жетонов, и в дальнейшем увеличить их количество. Для детей, у которых навыки обучения уже обучены, а так же существуют речевые навыки - можно вместо таблички использовать обычную бумагу, а вместо жетонов - делать отметки  - галочки, печать, или наклейки.

Как и в любом другом процессе обучения, чем лучше проведена подготовка, тем меньше проблем возникает в будущем. Поэтому, важно подготовить  жетоны, которые будут достаточно прочными и удобными в использовании, а так же найти те стимулы, которые будут соответствовать индивидуальным предпочтениям ребенка и вызывать мотивацию.

Дополнительная статья по теме:
Использование жетонов для усиления желаемых реакций.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.