Программа отучения от подгузников является такой же программой для коррекции поведения и обучения новых навыков, как и любая другая обучающая программа, как, например, уменьшение количества агрессивных реакций, или обучение различать предметы. То есть, для эффективной работы требуется точно определить ту реакцию или поведение, которые мы хотим уменьшить или увеличить, определить параметры реакции, определить те факторы в окружающей среде, на которые мы можем повлиять, построить программу и отслеживать прогресс.
Реакции, которые могут стать целью обучения могут быть следующие:
1. Ребенок не умеет мочиться или испражняться в туалете - боится туалета, не умеет сидеть на унитазе, сидит на унитазе недостаточно времени, сидит неспокойно, долго сидит, но у него не получается расслабиться и сходить, и так далее.
2. Ребенок не умеет сдерживаться - мочится слишком часто, мочится в штаны, мочится в неподобающих местах.
3. Ребенок слишком сдерживается и терпит продолжительное время, что приводит к запорам.
4. Ребенок не умеет проявлять инициативу - не умеет просить с помощью слов, не умеет просить с помощью альтернативных методов - жестов или картинок, не идет в туалет самостоятельно.
5. Дополнительные проблемы - ребенок не умеет направлять поток мочи в унитаз, ребенок слишком часто просится в туалет, но не ходит, ребенок просится в туалет для того, что бы получить поощрение, ребенок вымазывается во время мочеиспусканий и испражнений, или пачкает окружающую среду, ребенок просит надеть подгузник для того, что бы сходить, и другие.
Поэтому, недостаточно понимать, что в процессе отучения от подгузников существуют проблемы. Следует точно определить целевое поведение - реакцию, которую нужно обучить (например, обучить ребенка начинать мочеиспускание по прошествии нескольких секунд после того, как он оказался на унитазе), или реакцию, которую нужно уменьшить (например, уменьшить количество раз, когда ребенок мочится в штаны). И уже после этого пытаться определить основной параметр целевой и альтернативной реакции - как часто происходит мочеиспускание - как в туалете, так и в штаны, и какие поведенческие инструменты (поощрения, подсказки, параллельное обучение вспомогательных навыков, дифференциальное усиление, и другие) могут изменить реакции в желаемом направлении.
Существует ошибочное мнение, что количество мочеиспусканий напрямую связано с количеством жидкости, которое употребляет ребенок, и поэтому, из-за частого приема жидкости ребенок чаще мочится в штаны. На самом деле, частый прием жидкости на самом деле влияет на более быстрое наполнение мочевого пузыря, но это не обязательно должно приводить к более частым мочеиспусканиям. Контроль над мочеиспусканием осуществляется мышцами тазового дна, а также приобретенным навыком производить мочеиспускание в подобающем месте, поэтому, ни в коем случае, не следует лишать ребенка жидкости при процессе отучения от подгузников.
И, кроме этого, существует распространенное мнение, что ребенок сможет помочиться через несколько минут, после того, как попил воды. Да, это правильно... Для младенцев не старше 6-ти месяцев! Чем старше ребенок, который в данный момент проходит процесс отучения от подгузников, тем более абсурдным является это мнение. Да, иногда эмоциональное и социальное развитие детей с аутизмом находится на уровне годовалого ребенка, но физическое развитие, которое является определяющим в процессе отучения от подгузников, не позволяет нам так к ним относиться.
Поэтому, не стоит чересчур усердствовать, и усаживать ребенка на унитаз через 5-10 минут после того, как попил - этим можно усугубить положение, и усилить неприязнь к туалету, или приучить ребенка мочиться слишком часто. Очень важно определить натуральные параметры реакции (частоту мочеиспусканий), и исходя из индивидуальных особенностей, применять программу обучения.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.