Использование специальных поощрений для обучения и усиления реакций - это неотъемлемая часть АВА программы. Благодаря этому методу процесс обучения происходит более эффективно, и обычно является более мотивационным для ребенка с аутизмом, чем традиционные методы обучения.
Но АВА также воспринимается как дрессировка, метод, в котором за каждую реакцию ребенок получает поощрение - как и животные в цирке.
Несомненно, что поощрение таким способом вызывает зависимость и затрудняет обобщение навыков.
Восприятие метода использования поощрений как "исскуственного" метода обучения можно избежать, если заранее произвести оценку последствий в натуральной среде ребенка и спланировать включение натуральных последствий в процесс обучения.
В обычной, натуральной среде осязаемые поощрения (сладости, игрушки) редко предоставляются в процессе обучения, да еще и после каждой реакции. В натуральной среде обычно используются "Обобщенные обусловленные усилители" - Generalized Conditioned Reinforcers - похвала, одобрение, улыбка, жесты, иногда знаки отличия (наклейки, медали), иногда - деньги.
Кроме этого, далеко не всегда окружающие достаточно внимательны к правильным реакциям или хорошему поведению ребенка. Чаще всего, на хорошее поведение никто не обращает внимания, но когда ребенок начинает баловаться, либо вести себя неподобающим образом - тогда на него начинают обращать внимание.
Наша задача, как АВА терапистов - это, прежде всего, как можно быстрее начать использовать обусловленные усилители - т.е. обусловить получение обычных поощрений получением нейтральных стимулов - жетонов, наклеек, словесной похвалы. Чем быстрее в процесс обучения будут введены обобщенные усилители, тем ближе этот процесс будет к тому, что происходит в натуральной среде.
Вторая задача - это обучить окружающих чаще и больше поощрять желаемое поведение. Например, когда ребенок занялся самостоятельно игрой, и тихо и спокойно играет в нее несколько минут - подловить этот момент, подойти к ребенку, и похвалить его. Не дожидаться, пока ребенок разбросает все игрушки, и начнет рисовать на стенах, а пока он еще занят игрой - похвалить, обнять, поцеловать, поиграть вместе с ним, а может быть - даже дать конфетку.
Особенно важно принять во внимание использование натуральных поощрений когда ребенок проходит инклюзию / интеграцию в среде обычных детей. Ребенок, который каждую минуту получает конфету или игрушку не сможет интегрироваться и принимать участие на занятиях, т.к. поощрения будет отвлекать не только его, но и других детей.
С другой стороны, если провести тренинг воспитательнице, для того, чтобы она чаще хвалила ребенка, проходящего инклюзию, и других детей тоже, а возможно, использовала бы и знаки отличия - медали, наклейки, жетоны, баллы, и т.д., то это позволило бы ребенку пройти более успешно процесс интеграции, а также существенно бы улучшило поведение других детей и уровень сотрудничества.
Но АВА также воспринимается как дрессировка, метод, в котором за каждую реакцию ребенок получает поощрение - как и животные в цирке.
Несомненно, что поощрение таким способом вызывает зависимость и затрудняет обобщение навыков.
Восприятие метода использования поощрений как "исскуственного" метода обучения можно избежать, если заранее произвести оценку последствий в натуральной среде ребенка и спланировать включение натуральных последствий в процесс обучения.
В обычной, натуральной среде осязаемые поощрения (сладости, игрушки) редко предоставляются в процессе обучения, да еще и после каждой реакции. В натуральной среде обычно используются "Обобщенные обусловленные усилители" - Generalized Conditioned Reinforcers - похвала, одобрение, улыбка, жесты, иногда знаки отличия (наклейки, медали), иногда - деньги.
Кроме этого, далеко не всегда окружающие достаточно внимательны к правильным реакциям или хорошему поведению ребенка. Чаще всего, на хорошее поведение никто не обращает внимания, но когда ребенок начинает баловаться, либо вести себя неподобающим образом - тогда на него начинают обращать внимание.
Наша задача, как АВА терапистов - это, прежде всего, как можно быстрее начать использовать обусловленные усилители - т.е. обусловить получение обычных поощрений получением нейтральных стимулов - жетонов, наклеек, словесной похвалы. Чем быстрее в процесс обучения будут введены обобщенные усилители, тем ближе этот процесс будет к тому, что происходит в натуральной среде.
Вторая задача - это обучить окружающих чаще и больше поощрять желаемое поведение. Например, когда ребенок занялся самостоятельно игрой, и тихо и спокойно играет в нее несколько минут - подловить этот момент, подойти к ребенку, и похвалить его. Не дожидаться, пока ребенок разбросает все игрушки, и начнет рисовать на стенах, а пока он еще занят игрой - похвалить, обнять, поцеловать, поиграть вместе с ним, а может быть - даже дать конфетку.
Особенно важно принять во внимание использование натуральных поощрений когда ребенок проходит инклюзию / интеграцию в среде обычных детей. Ребенок, который каждую минуту получает конфету или игрушку не сможет интегрироваться и принимать участие на занятиях, т.к. поощрения будет отвлекать не только его, но и других детей.
С другой стороны, если провести тренинг воспитательнице, для того, чтобы она чаще хвалила ребенка, проходящего инклюзию, и других детей тоже, а возможно, использовала бы и знаки отличия - медали, наклейки, жетоны, баллы, и т.д., то это позволило бы ребенку пройти более успешно процесс интеграции, а также существенно бы улучшило поведение других детей и уровень сотрудничества.
1 коммент.:
такое думаю полезно будет для детей
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.