Предыдущие статьи по данной теме:
Функциональное восприятие проблематичного поведения
Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?
Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?
Дополнительные статьи на данную тему:
"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?
Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?
Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?
Функциональное восприятие проблематичного поведения
Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?
Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?
Не смотря на то, что само по себе определение аутизма подразумевает отчуждение ребенка от общества и нежелание общаться, для многих детей с аутизмом, умственной отсталостью, и другими нарушениями - внимание взрослых и сверстников является мощным мотивационным фактором и нередко усилителем нежелательного поведения.
Примеров этому множество. Это может быть ребенок, который писается в штаны и когда к нему подходит взрослый, что бы отвести его в туалет - начинает от него убегать и играть в "догонялки". Это может быть ребенок, который во время занятий начинает щипать товарища, и за это его воспитательница громко отчитывает перед классом. Это может быть ребенок, который берет мяч, и метит им в плазменный телевизор, и после этого его родители обращают на него внимание и начинают его уговаривать, что бы он этого не делал.
Для работы над уменьшением нежелательного поведения, поддерживаемого и усиливаемого вниманием, мы можем использовать следующие поведенческие принципы:
1. Прекращение усиления - Extinction.
Самое первое, что мы можем сделать - это просто не обращать внимания. Можно просто не отреагировать, можно отвернуться в сторону, как только нежелательное поведение произошло, можно вообще отойти или выйти. Если есть такая возможность, то, как только произошло нежелательное поведение - повернуться к другому ребенку, и похвалить этого ребенка за то, что он себя хорошо ведет.
Но, как и в любом другом процессе прекращения, существует опасность, что поведение немедленно усилится, и станет опасным для самого ребенка или окружающих, и в конце концов будет невозможным не обращать на него внимания. И тогда, к сожалению, вместо того, что бы ослабить поведение - мы наоборот, его усилим, причем в самом худшем его варианте.
Поэтому, очень важно, прежде чем начать использовать этот метод - продумать, действительно ли возможно полностью не реагировать и не обращать внимания - не смотреть, ничего не говорить, и не отчитывать ребенка. И если решение принято - то нужно быть очень последовательными, и "стоять до конца не смотря ни на что".
2. Дифференциальное усиление –Differential Reinforcement .
Когда происходит нежелательное поведение, функция которого - привлечь внимание, следует проанализировать, умеет ли ребенок привлекать внимание другим способом. И если умеет - то почему не использует этот способ.
Возможно, что ребенок складывает паззл, и показывает его папе, то в ответ получает сухое: "Молодец, иди, играй дальше!". А если ребенок раскрасит красками все стены на кухне, то папа, наконец, оторвется от телевизора и будет отчитывать ребенка строгим голосом. В такой ситуации требуется интервенция для папы, но об этом мы здесь говорить не будем... А в том случае, когда ребенок не умеет привлекать к себе внимание другим способом - обязательно нужно его этому научить.
Итак, можно научить ребенка проявлять инициативу с помощью жестов, карточек или слов, и научить его просить взрослых и сверстников поиграть с ним, пойти с ним в какое-либо место, посмотреть на него, и так далее. Кроме этого, очень важно поощрять ребенка за хорошее поведение - когда он чем-то занят, когда играет самостоятельно, или когда он взаимодействует со сверстниками или братьями в спокойной игровой обстановке.
3. Необусловленное усиление – NCR (Non-Contingent Reinforcement).
В том случае, когда ребенок добивается внимания с помощью нежелательного поведения, рекомендуется обращать на ребенка внимание и играть с ним как можно чаще. В данном случае инициативе должна происходить от взрослого, и взрослый должен искать и использовать как можно больше ситуаций для общения с ребенком. В этом случае, внимание взрослого не будет обусловлено нежелательным поведением со стороны ребенка, ребенок будет получать достаточно внимания, и, следовательно, потребность в нежелательном поведении отпадет.
4. Применение наказания – Punishment.
В большинстве случаев, применения наказаний для проблематичного поведения, усиливаемого вниманием, является неэффективным. Прежде всего, такие виды наказания, в которых ребенка лишают чего либо (сажают в угол, или запрещают выходить на улицу) - лишь усиливают мотивацию к общению и вниманию со стороны взрослых.
Крики или отчитывания ребенка вообще противопоказаны, так как это является прямым усилителем.
В случае наказания, в котором ребенок должен выполнить неоднократно какое-либо требование, тоже нет эффекта, т.к. во время выполнения требований, взрослых должен быть рядом, и заставлять его это делать, и, следовательно - уделять внимание. Поэтому, как бы ни странно это звучало - процедуры наказания (Punishment) желательно не использовать в этом случае.
Чем больше родители и воспитатели будут обращать внимание на ребенка, когда он хорошо себя ведет, и поощрять его за это - тем меньше ребенок будет вкладывать усилий для того, что бы "довести их до белого каления".
Дополнительные статьи на данную тему:
"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?
Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?
Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.