Ни для кого не новость, что в АВА используются различного вида поощрения и системы мотивации в процессе обучения. Именно использование поощрений является одной из причин, по которой АВА наименуют "дрессировкой" и отказываются от применения данной методики. С другой стороны, именно неправильное и неэффективное использование поощрений в процессе обучения заводит и ребенка и учителя в тупик, и затрудняет продвижение.
Одна из самых распространенных ошибок начинающих АВА терапистов - это показ поощрения до того, как ребенок начал реагировать, а не после реакции. Часто происходит так, что ребенок отказывается сотрудничать или теряет сосредоточение - и в этот самый момент учитель показывает ему любимую игрушку или сладость. Ребенок, посмотрев на поощрение сразу собирается и начинает выполнять задание. При применении поощрений таким способом у тераписта возникает иллюзия того, что ребенок научился реагировать или выполнять задание, но на самом деле такими действиями терапист приводит к зависимости ребенка от поощрений. Если существует мотивационное поощрение - то ребенок согласен выполнять задания. Если поощрение ребенку надоело, то тогда как ни старайся терапист - ребенок не будет сотрудничать.
Для того, чтобы избежать данной ситуации следует использовать поощрения только после реакции.
Удачное сочетание эффективного использования поощрений с эффективным использованием другого поведенческого инструмента - подсказок, может делать чудеса. Многие начинающие тераписты теряются и когда ребенок не выполняет чего-либо - сразу тянутся за поощрением, чтобы вызвать реакцию ребенка.
В данном случае более эффективным методом будет использовать подсказку, и помочь ребенку выполнить инструкцию. И только после того, как ребенок выполнил желаемое действие - дать поощрение. Сразу после этого можно повторить упражнение несколько раз, и в каждом обучающем блоке использовать все меньше и меньше подсказок, чтобы сформировать самостоятельную реакцию.
Другая распространенная ошибка начинающих терапистов - это скудное разнообразие в используемых поощрениях. Не понимая того, что использование одного и того же поощрения, каким бы мотивационным оно не было вначале, приводит к уменьшению его мотивационной ценности, терапист зацикливается на одном или двух поощрениях (например, только инжир, или только чипсы), и не пытается разнообразить этот набор.
Для того, чтобы сохранить мотивационную ценность поощрений, следует на постоянной основе проводить тестирование мотивационных стимулов и искать новые и разнообразные предметы и действия, которые могут вызвать у ребенка интерес.
Тестирование мотивационных стимулов можно начать с интересующих ребенка видов игрушек и вещей. Поищите всевозможные светящиеся и мигающие игрушки и вещи. Если есть, например, свечки в виде всяких животных, пищалки с музыкой. Можно добавить игрушки с шестерёнками, вертушки, маленькие детские вентиляторы и попробовать подуть ими на ребенка. Можно добавить самолеты, вертолеты, и другие игрушки. Также можно добавить фигурки персонажей из любимых мультиков.
Для тестирования приготовьте непрозрачный мешок с новыми вещами или коробку. Добавьте туда ещё те игрушки, с которыми ребенок уже знаком и очень любит.
Сядьте напротив ребенка. У вас в руках мешочек. Вы достаёте из мешочка одну новую вещь и спрашиваете «Ты хочешь это?». Постарайтесь не «вкладывать» игрушку ребенку в руку, а держать вещь в своей руке на некотором расстоянии от ребёнка. Если вы видите заинтересованность ребёнка, то отдаёте ей это и скажите «молодец, здорово выбрал фонарик» или ещё что-то. Если реакции нет, то вы кладёте игрушку обратно в мешочек и переходите к следующей вещи. Если случилось так, что на первых 3-х вещах ребенок пассивен (может ему трудно выбрать что-либо новое), предложите ему то, что он любит точно.
А потом продолжите предлагать новые вещи.
Данные о предпочтениях можно заполнять в следующую таблицу*, по возможности, ограничить доступ ребенка к этим стимулам в свободное время (использовать их только во время занятий).
Поощрением может быть и действие. Может быть, ребенок полюбит что-то музыкальное, песни, танцы, музыкальные инструменты или книжки с музыкой.
Важно - при дальнейшей проверке поощрений не проверять вместе съестное и не съестное.
Важно – поощрение – это не постоянная величина. Приоритеты ребёнка могут меняться, и поэтому нужен постоянный поиск новых поощрений. Старайтесь выполнять тестирование мотивационных стимулов перед каждым занятием, для того, чтобы определить какие стимулы заинтересуют ребенка в течение занятия.
В процессе занятия следует применять те поощрения, которые понравились ребенку при тестировании, но не применять всё время одно и то же поощрение, чтобы сохранить его мотивационную ценность. Лучше всего предлагать ребенку 2 поощрения, чтобы он выбрал то, что ему больше нравится - после того, как выполнил задание или желаемую реакцию.
Только правильное и обдуманное использование техники предоставления поощрений может сделать учебный процесс эффективным, и позволить ребенку не только приобрести нужный навык, но и обобщить его и использовать в натуральной среде, которая, как известно, совсем не так богата поощрениями.
*Таблицы для записи результатов тестирования можно скачать здесь и здесь (Login as a guest).
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.