ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 6.


Как упоминалось ранее, обучение начинается с полной физической подсказки - рука на руке. Но уже через несколько занятий ребенок становится менее зависимым от подсказок, и выполнять некоторые действия самостоятельно - например, сам сложит предметы или перевернет страницу расписания. На данном этапе можно попробвать ослабить физическое прикосновение и направление, что бы ребенок был более самостоятельным, но еще не убирать руки, чтобы предотварить появление ошибок. Например,
если ребенок пытается положить в рот предметы, которые должен складывать - следует блокировать это движение (без слов). Если ребенок тянется к другой игре, не той, которая сейчас должна следовать по расписанию - то следует направить руки ребенка к нужной игре. Обычно дети приобретают одни навыки быстрее, другие - медленнее, поэтому нужно чувствовать ребенка и давать подсказку там где нужно.

Со временем нужно начать менять точки прикосновения и сопровождения действий ребенка - если сначала руки учителя держали руки ребенка и выполняли движения вместе с ним, то теперь руки учителя касаются только кисти ребенка, потом предплечья, а потом локтя. Важно внимательно наблюдать и оценивать действия ребенка, и не продолжать использовать подсказки, чтобы не развивалась зависимость, но, с другой стороны, и не убирать подсказки слишком рано - чтобы избежать возникновения ошибок.

Следующим этапом будет держание своих рук возле рук ребенка, но не прикасаться к нему. Таким образом, как "тень" сопровождать все движения ребенка, и если возникает пауза или затруднение - вернуть руки в начальную позицию, использовать подсказку, и снова отдалить свои руки.

Заключительным этапом в процедуре прекращения использования подсказки будет удаление из комнаты. После того, как ребенок научился выполнять все действия в последовательности самостоятельно, без подсказок, следует отойти от ребенка на шаг и стоять в таком положении. Если ребенок выполняет все задания и ему не требуются подсказки - на следующий раз отойти еще на шаг дальше. Таким образом, постепенно удаляться от ребенка - от занятия к занятию, до тех пор, пока ребенок не научится выполнять задание когда он находится в комнате в одиночестве.

В случае, когда в процессе выполнения последовательности заданий у ребенка возникают затруднения, или появляется нежелательное поведение (ребенок вместо выполнения задания начинает трясти руками, или разбрасывать материалы, или путает материлы) - следует вернуться к тому этапу, на котором в последний раз использовались подсказки. Если на данном этапе ребенок выполнял задание самостоятельно, а учитель стоял на шаг позади него - то следует вернуться к удержанию своих рук над руками ребенка. Если ошибка происходит на этом этапе - значит следует вернуться к точечному прикосновению. Если ошибка происходит на этапе точечного прикосновения - следует вернуться к этапу полного физического сопровождения. Как только ребенок выполнить одну или более реакций правильнов данном компоненте расписания - следует снова начать убирать подсказки.

Если ребенок ошибается снова и снова на одном действии то можно либо вернуться к полному физическому сопровождению, либо - закрыть альбом с расписанием, вернуть все материалы на место, и потребовать выполнить все задания сначала. Важно, чтобы ребенок тренировал именно всю последовательность заданий, а не только повторял одно и то же задание - иначе самостоятельное выполнение всей последовательности не закрепится.

В процессе обучения важно отслеживать прогресс ребенка, и на основе его продвижения принимать решения, является ли эффективным обучение или нет. Иногда требуются дополнительные подсказки или поощрения, или временное облегчение уровня заданий, для того, чтобы ребенок выучил всю последовательность действий и не зависел от подсказок. О методах мониторинга разговор пойдет в следующей части.

Дополнительные статьи на данную тему:



1 коммент.:

Очень полезный блог. Спасибо. Но подскажите пожалуйста обязательно ли папка? А что скажете о визуальном расписании на стенке, которое встречается на youtube, где дети после каждого задания снимают карточку и кладут в коробку “законченных”. Как то хотела ввести такое расписаниеб но не с целью самостоятельности, а для того что бы была более структурированная и предсказуемая среда и ребёнок знал когда заканчивается урок. Может это делается по-другому?

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.