Энди Бонди работает в области реабилитации детей и взрослых с аутизмом и схожих расстройств развития уже более 40 лет. Значительное количество лет Энди выполнял должность директора государственной программы обучения для учеников с аутизмом. Энди Бонди и Лори Фрост, его жена, разработали систему альтернативной коммуникации с помощью карточек - Picture Exchange Communication System (PECS), и разработали функциональный подход "Пирамида обучения" - "Тhe Pyramid Approach to Education", основанный на сочетании поведенческого анализа широкого спектра и стратегий функциональной коммуникации.
В процессе выступления Энди Бонди, с присущим ему юмором, и сопровождая лекцию примерами из практики, отметил несколько важных аспектов в области коррекции нежелательного поведения.
Прежде всего, Энди указал на несколько распространенных мнений, которыми руководствуются педагоги и родители при столкновении с нежелательным поведением. Часто, как единственно правильная форма обучения, воспринимается обучение в классе или на занятиях с учителем, в то время, как обучение происходит на постоянной основе не только в школе, но и дома, и в любой среде, где находится ребенок. И нежелательное поведение, которое возникает в той или иной среде, тоже является продуктом обучения, как и другие навыки.
Также Энди отметил, что для успешной коррекции нежелательного поведения необходимо уметь анализировать поведение и обладать именно поведенческой перспективой для понимания причин этого поведения. Он привел такой пример:
Дети играют на площадке. Подходит воспитатель, и открыв пакет с чипсами, начинает их есть. К воспитателю подбегает Даша и говорит: "Чипсы!". Воспитатель хвалит: "Как хорошо попросила!", и дает чипсы. К воспитателю подходит Вова и пытается выхватить пакет с чипсами у него из рук. Воспитатель блокирует движение Вовы и спрашивает: "Что ты хочешь?". Вова говорит: "Чипсы!". Воспитатель хвалит: "Как хорошо ответил!", и дает чипсы. К воспитателю подходит Петя и пытается выхватить пакет с чипсами у него из рук. Воспитатель блокирует движение Пети и спрашивает: "Что ты хочешь?". Петя продолжает вырывать пакет из рук. Воспитатель моделирует: "Скажи: "Чипсы!". Петя говорит: "Чипсы!". Воспитатель хвалит: "Как хорошо повторил!", и дает чипсы.
Все ли дети могут сказать слово "Чипсы"? - Да, все.
Но все ли дети делают это одинаково, и в чем именно разница?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос и нужно опираться на поведенческую перспективу, с помощью которой можно различать различные виды и функции поведения.
"Пирамидальный подход к образованию" - это подход, который основывается на применении АВА в широком спектре, и совмещает использование систем поощрений, функциональные задания и тренинг по коммуникации и речи - для создания обучающих программ и программ коррекции поведения.
Основываясь на данном подходе, обучение навыкам происходит исключительно на функциональной основе. Т.е. как цели обучения выбираются те цели, которые жизненно необходимы ребенку, выбираются функциональные материалы и наиболее оптимальная среда обучения. Обучение навыкам коммуникации основывается на самых необходимых и базисных навыках в области экспрессивной речи (просьб или комментариев) и рецептивной речи (понимания речи, сотрудничества, выполнения инструкций, следования расписанию и переходов от одной деятельности к другой).
Проблематичное поведение детей с аутизмом базируется на недоразвитии или нарушениях этих необходимых речевых и коммуникативных навыков. Отсюда, для того, чтобы снизить нежелательное поведение, следует провести функциональный анализ, и обучить тем альтернативным коммуникативным навыкам, в которых нуждается ребенок.
Чаще всего проблематичное поведение выполняет следующие функции:
3. Доступ к желаемому действию или предмету.
4. Получение сенсорной стимуляции.
Также нежелательное поведение может быть вызвано эмоциональными состояниями, вследствие внезапной потери желаемого стимула (внимания, предмета или поощрения или сенсорной дисфункции), или перехода от любимой деятельности к нелюбимой, или физической болью.
Методы коррекции того или иного нежелательного поведения должны, прежде всего, основываться на определении функции поведения, а также на выборе функционально эквивалентного альтернативного поведения, даже если это поведение и не всегда желаемо со стороны окружающих. Например, если ребенок постоянно убегает из-за стола, то функционально эквивалентным поведением здесь будет обучить ребенка просить перемену, и встраивать из-за стола только после разрешения. Даже если взрослым очень хочется, чтобы ребенок часами сидел и занимался - этого невозможно будет достичь, как и уменьшить убегания, пока ребенок не научится просить перемену доступным ему способом (словами, жестами или протягивать карточку).
Энди перечислил основные функции и функционально эквивалентные поведения, которые являются альтернативой проблематичному поведению:
Функция
|
Функционально-эквивалентное поведение
|
Функциональные навыки
|
Получение поощрения / желаемого
|
· Просьба
· Умение сказать / показать "Да"
|
· Конкретные просьбы - еда, игрушки, книги, и т.п. Ни в коем случае не ограничивать просьбы как просьбы для еды, так как это происходит во многих PECS программах :-)
· Действия - "прыгать", "бегать", "Смотреть мультик", "крутить колеса"
· Социальное взаимодействие - "Покачай меня", "Пощекочи"
· Сенсорные стимулы - "Помни меня", "Обними меня сильно", "Сделай массаж"
· Просьба о помощи
· Просьба о внимании - "Ну, как я выполнил задание?"
· Просьба остаться на едине с самим собой
|
Избегание
|
· Умение сказать / показать "нет"
· Просьба перемены
|
· Просьба "Перемена"
· "Предоставление выбора заданий - научить ребенка выбирать
· Отказ "не хочу"
· Комментарий "Я это уже сделал"
|
Эмоциональные реакции
|
· Реакция на инструкцию "Жди"
· Использование визуального расписания
|
· Реакция "Ждать" - научить ребенка спокойно воспринимать отказ на его просьбу и спокойно ждать получения желаемого предмета.
· Обучение визуальному расписанию, с помощью которого можно научить ребенка не только спокойно ожидать отсроченных любимых действий, но и спокойно реагировать на внезапные изменения и сюрпризы (в том числе и неприятные).
|
Параллельно с обучением навыкам функциональной коммуникации, для уменьшения нежелательного поведения следует заранее спланировать дополнительные методы коррекции, такие как процедуры дифференциального усиления, а также игнорирование, "Тайм-Аут", или процедуры сверх-коррекции.
Также можно заранее спланировать и обыграть те ситуации, в которых ребенок затрудняется, например, приход гостей или поездки на отдых, и использовать видео-моделинг, с помощью которого аутичный ребенок может научиться социально приемлемым навыкам, которыми он сможет заменить то нежелательное поведение, которое он демонстрирует в сложных для него ситуациях.
Прослушать выступление Энди Бонди в записи можно на сайте abainternational.org, по этой ссылке: http://portal.abainternational.org/Shopping/frmItemListing.aspx?intItmKey=3905
Подробное описание протоколов обучения вышеперечисленным функциональным навыкам можно найти в книге "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)", Лори Фрост и Энди Бонди, РБОО "Центр Лечебной Педагогики", 2011.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.