Использование системы
альтернативной коммуникации часто является необходимым компонентом обучающей
программы для ребенка с аутизмом. Вследствие серьезных нарушений в развитии
речи и коммуникации, аутичные дети
затрудняются в общении с окружающими, и часто общение заменяется проблемным
поведением. Система альтернативной коммуникации PECS предназначена для облегчения коммуникации для
ребенка, и во многих случаях становится серьезным "катализатором", с
помощью которого удается "запустить" речь, коммуникацию, навыки
общения и уменьшить проблематичное поведение.
На практике введение системы PECS, несмотря на относительную простоту
протокола обучения, бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не
позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка.
И, как и в большинстве случаев, причину этому находится не в затруднениях
самого ребенка, а в неправильных действиях родителей и педагогов. Ошибки бывают
следующие:
1. Страх. Многие родители
весьма настороженно относятся к системе обмена карточками PECS. Опасение, что ребенок никогда не
заговорит, приводит родителей к тому, что при малейшей неуспешности в
приобретении данного навыка, обучение коммуникативной системе незамедлительно
отменяется, и все возвращается к прежнему - долгим и изнурительным занятиям по
имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий, и проблематичному
поведению, которое со временем только усугубляется. Данные опасения или даже страхи возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыказвукопроизношения приведет к общению. Но многие аутичные дети, после долгиx лет
логопедических массажей и работы с разнообразными специалистами, научившись
произносить звуки, слоги и слова, по-прежнему не используют их в спонтанной
речи. Непонимание того, что система обмена карточками PECS является вспомогательным инструментом, с помощью
которого ребенок учится ОБЩАТЬСЯ, и ни в коем случае не вредит никаким другим
навыкам, а наоборот, способствует спонтанной речи - приводит к тому, что
аутичный ребенок остается аутичным вне зависимости от того, как много он умеет
повторять слов.
2. Закрепление
"не коммуникативных" действий. На первом этапе обучения помощник
("фея") должен дождаться инициативы ребенка. И как только ребенок
протягивает руку к желаемому предмету, помощник должен направить руку на
карточку, помочь ребенку взять карточку,
и протянуть "коммуникативному партнеру". На практике встречаются
помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его
рукой к карточке, и подают карточку еще до инициативы. Это может также
происходить в случаях, когда у ребенка низкая мотивация для получения
предлагаемого ему предмета, и он не тянет руку к предмету. Потеряв терпение,
помощник направляет руку ребенка на карточку.
Данные действия часто
приводят к тому, что ребенок обучается подавать карточки, но эти карточки
абсолютно не связаны с его внутренней мотивацией. Отсюда, ребенок не будет ими
пользоваться когда он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки
взрослых.
Дополнительный вид
"не коммуникативных" действий закрепляется, когда ребенок бросает или
небрежно подает карточку взрослому, но взрослый, несмотря на это, предоставляет
ребенку тот предмет, который изображен на карточке. Важно учить ребенка
правильно подавать карточку и ждать, когда "коммуникативный партнер"озвучит просьбу и предоставит желаемый предмет. Если ребенок бросает карточку,
либо уходит сразу же после того, как подал ее – значит, у ребенка нет
достаточно мотивации, и он недостаточно заинтересован в получении данного
предмета.
На четвертом этапе важно
учить ребенка указывать пальцем на карточки, которые расположены на полоске,
для того, чтобы ребенок был сосредоточен на просьбе, и просьбы были
коммуникативными (протокол PECS, стр. 162)
3. Слишком быстрый переход к
этапу различения карточек. Второй этап обучения PECS не заканчивается никогда! Постоянная тренировка
использования карточек в обиходе, с различного расстояния, обращения с
просьбами к различным членам семьи, переход из комнаты в комнату и обращение с
просьбами к сверстникам - все эти компоненты должны отрабатываться с большой
щепетильностью. Понятно, что родителям и педагогам удобнее обучать за столом, а
не бегать из комнаты в комнату с поощрениями, и направлять ребенка к карточкам.
За столом все под контролем и все всегда под рукой! Но пренебрежение вторым
этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто
затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию
карточек - только на занятиях.
4. Ограниченная среда
обучения. Не обучая на улице, в детском саду или у бабушки использовать
карточки PECS, и ограничивая
среду обучения лишь занятиями, либо квартирой, мы ограничиваем возможности
ребенка общаться с окружающими, и тем препятствуем развитию и обобщению навыков
общения.
Ведь о том, как учить ребенка
пользоваться карточками PECS
на улице - вообще и речи быть не может! Ведь нужно книгу брать с собой на
улицу... И поощрения... Все это чрезвычайно сложно (для нас, педагогов!), и эта
ситуация может привести к тому, что именно самые мотивационные стимулы для
ребенка будут достигаться им с помощью нежелательного поведения - криков,
бросания на пол, кусания, щипания, и т.д. Отсюда важно позаботиться о том,
чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка в той среде, в которой он находится,
для того, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с
просьбой в любой момент.
5. Сосредоточение на еде или
пищевых поощрениях. Иногда карточки PECS становятся своего рода "меню" - возможностью выбрать желаемую
еду или напиток. Родители и педагоги затрудняются расширить СВОЙ кругозор, и
внимательно пронаблюдать за тем, что любит ребенок, и чем склонен заниматься,
помимо потребления еды. Какие игрушки любит ребенок? Чем занимается в свободное
время? Есть ли у него интерес к взаимодействию с окружающими, любит ли он
музыку, мультики, или поиск сенсорных ощущений и стереотипичное поведение
перекрывают все интересы? Достаточно ли часто проводится тестирование мотивационных стимулов? Если тестирование проводится редко, то самое время - начать
его проводить. Многие педагоги и родители не хотят использовать непищевые
поощрения, т.к. ребенок затрудняется отдавать игрушки назад, или прервать игру
в компьютер. Но и над этим можно работать отдельно, и научить ребенка спокойно
отдавать мотивационные стимулы, и секундой позже - просить их снова, с помощью
карточек.
Ограниченный набор карточек
для просьб мотивационных стимулов часто заводит обучение PECS в тупик, и не позволяет навыкам
коммуникации последовательно развиваться. В данном случае ограниченный кругозор
учителей сужает и так ограниченный круг интересов ребенка, и общение становится
принужденным и бессмысленным.
6. Закрепление неправильной
цепочки поведения. Использование карточек для общения не является природным ни
для кого из нас. И ребенок, по старой привычке, может иногда забывать приносить
карточку, и просить старым способом - подталкивая руку взрослого к желаемому
предмету. В данной ситуации взрослый обычно отводит ребенка к карточкам, и
помогает ему выбрать из карточек. После этого взрослый дает ребенку то, что он
просил. Со временем эта ситуация начинает происходить все чаще и чаще, и
ребенок уже никогда не приносит карточки изначально, а взрослый всегда
направляет его к карточкам. В данном случае неправильная последовательность действий
закрепилась, и ребенок перестал пользоваться карточками. Для того, чтобы
скорректировать данную ситуацию, требуется возвращение ко второму этапу
обучения, и закрепление навыка подачи карточек в пространстве и в различных
ситуациях.
7. Зависимость от подсказок.
Данная ситуация характерна тем, что ребенок начинает приносить карточки только
после вопроса "Что ты хочешь?" или после инструкции "Неси
карточку" или "Покажи мне". В такой ситуации инициатива ребенка
полностью гасится зависимостью от словесных инструкций и подсказок, и это
происходит потому, что взрослым трудно сдержаться и не использовать словесные
подсказки на начальных этапах обучения PECS. Необходимо, чтобы в процессе обучения и
"коммуникативный партнер", и помощник / "фея" терпеливо и
МОЛЧА ждали инициативы ребенка, и произносили слова (озвучивали просьбу) только
после того, как ребенок подал карточку. как же нам, взрослым, тяжело молчать!
Но в данном случае это необходимо, чтобы реакция ребенка (подача карточки)
перешла под контроль его внутренних стимулов - осознания желания, и не зависела
от внешних стимулов (инструкций и подсказок взрослых).
8. Требование речевых реакций
в процессе использования карточек. Родители и педагоги часто требуют от ребенка
произнести слово или слог от наименования предмета, который просит ребенок. Или
требуют сказать "Дай". Это приводит к тому, что подача карточек с
одновременным произношением слов становится для ребенка слишком сложной
реакцией, и ребенок начинает избегать использования карточек. Здесь важно
набраться терпения. Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он
сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию,
он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно
с подачей карточек. Пока у ребенка нет беглости в имитации, не имеет смысла
требовать произнесения начальных звуков ("Лишь бы что-то сказал!").
Лучше работать над этими навыками параллельно, и в будущем объединить их в
навык вокального общения. Но на данный момент не лишать ребенка возможности
легко и просто общаться с окружающими - с помощью карточек.
9. Ограничение доступа к
карточкам или убирание карточек. Часто происходит так, что ребенок начинает
слишком часто пользоваться одной из карточек, особенно на начальных этапах
обучения PECS. Ребенок
начинает обращаться с просьбами каждую минуту, и чаще всего, просит что-нибудь
из еды. Родители, в таких ситуациях, чаще всего, удирают карточку с глаз долой,
чтобы ребенок наконец успокоился, и перестал надоедать с просьбами.
На самом
деле, вместо того, чтобы убирать карточку, нужно научиться говорить ребенку
"Нет" - на его просьбы. Как и любой другой ребенок, аутичный ребенок
может научиться, что иногда он может получить то что хочет, а иногда - нет. Можно
использовать несколько техник, включая использование визуального расписания, в
котором будет обозначено, когда он получит доступ к желаемому, или использовать
карточку "Жди", или показать пустую коробку, и сказать, что
закончилось, или... да, пережить истерику. Этот процесс обучения, для ребенка -
спокойно реагировать на отказ, а для родителя - говорить "Нет", это
натуральный процесс воспитания, и его не избежать, если нашей целью является
обучение ребенка жить в социуме.
10. Обучение не по протоколу.
Протокол обучения системе альтернативной коммуникации PECS от Бонди и Фрост переведен на русский язык, и в
доступе в книжных магазинах. На нужно изобретать велосипед, или выдумывать из
головы различные методы и этапы обучения.
Все уже написано авторами и продумано
в мельчайших подробностях. Последовательное обучение по протоколу позволит
избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более быстрому и
качественному обучению столь необходимым для аутичного ребенка коммуникативным
навыкам.
Пять дней обучения PECS от основателей системы.
2 коммент.:
Спасибо большое! Всегда с огромным интересом читаю Ваши публикации и они очень помогают в работе. Спасибо большое, еще раз.
узнала все свои ошибки... спасибо еще раз, надеюсь теперь кирпичик встанет в правильное место в стене.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.