ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Организация АВА в условиях государственного медицинского учреждения. Опыт из Запорожья.


Запорожский областной дошкольный психоневрологический центр является учреждением санаторного типа, и по определению, является не самым подходящим местом для применения АВА терапии. В условиях, когда в центре производится заезд 60-ти детей с аутизмом и другими расстройствами развития - раз в два месяца, и когда количество индивидуальных занятий со специалистами можно перечесть по пальцам (всего около 15 часов индивидуальных занятий  за период  пребывания ребёнка в центре) - применение АВА терапии в классическом варианте (40 часов индивидуальных занятий в неделю в течение 2-3 лет) является невозможным.

Ольгa Витальевнa Доленко
Ольгa Витальевнa Доленко
И, несмотря на эти ограничения, специалисты центра под руководством главного врача, детского психиатра высшей категории - Ольги Витальевны Доленко, достигают реальных успехов. Аутичные дети заметно продвигаются в навыках самопомощи и гигиены (т.е. приучаются пользоваться туалетом, самостоятельно кушать и мыть руки), обучаются коммуницировать и общаться с помощью карточек PECS, сотрудничают с педагогами и выполняют задания, а также значительно уменьшается проблематичное поведение - агрессия, самоагрессия, стереотипии и истерики. В центре не отказываются от самых тяжелых детей - наоборот, чем меньше у ребенка навыков, тем более интенсивно ведется с ним работа. Каким образом специалистам центра удается это сделать, несмотря на ограниченные возможности и ограниченное количество терапевтических часов - уму непостижимо...

И все же, если внимательно присмотреться, то можно выделить несколько основных компонентов, которые приводят к значительному успеху и делают возможным применение поведенческих методов обучения. Эти компоненты - высокопрофессиональные действия команды специалистов центра, на опыте которых могут поучиться другие организации и коррекционные учреждения.

Татьяна Игоревна Бессонова
Татьяна Игоревна Бессонова
Прежде всего, это профессиональная работа с родителями и вовлечение родителей в процесс реабилитации ребенка. В отличие от других центров и учреждений, в которых родители "сдают" ребенка на руки специалистам, в Запорожье проводится целенаправленный родительский тренинг, в процессе которого специалисты центра обучают родителей, как вести себя с аутичными детьми, как обучать Пексам или приучать к горшку, или как реагировать, если ребенок бьет себя по голове. Тренинг проходит как в групповом, так и в индивидуальном формате. Ольга Витальевна лично курирует процесс родительского тренинга, обучает родителей поведенческим методам приучения ребёнка к туалету, и в случае необходимости - рекомендуя дополнительные терапевтические меры.
Родители также присутствуют на занятиях, и вовлекаются в процесс обучения. При обучении ребенка использовать систему альтернативной коммуникации PECS, родитель может выполнять  роль "феи" или "коммуникативного партнера", и помогать ребенку подавать карточки. Таким образом, участвуя в процессе обучения, родителям проще продолжать работать над этими навыками дома.
Родители также учатся организовывать досуг ребенка с помощью визуального расписания,  использовать разного вида подсказки и поощрения для обучения и закрепления необходимых реакций ребенка.

Оксана Степановна Войчук
Оксана Степановна Войчук
Дополнительный компонент, который позволяет работать наиболее эффективно в наименее сжатые сроки - это проведение оценки начальных навыков ребенка и обучение наиболее функциональным навыкам. Для каждого из детей проводится оценка начальных навыков - в формате анкеты или тестирования VB-MAPP, и выделяются цели для обучения. Прежде всего, основной акцент в обучении навыкам направлен на область сотрудничества и коммуникации. Дети, которые не умеют говорить - прежде всего,  учатся общаться. Дети,  у которых проблематичное поведение - прежде всего, обучаются альтернативному и замещающему поведению. Если ребенок избегает занятий и требований - проводится последовательная работа над установлением "Руководящего контроля". Гиперактивные дети - обучаются спокойно сидеть. Дети, которые эхолалируют - обучаются отвечать на вопросы и дополнять предложения с помощью визуальных подсказок. Работая как команда, специалисты центра - логопеды, дефектологи, психологи - они же поведенческие терапевты, распределяют между собой работу, и продолжают работу своих коллег.

Татьяна Анатольевна Караблина
Татьяна Анатольевна Караблина
 Третий компонент, который позволяет соблюдать целостность терапевтического процесса - это тщательно подготовленные и организованные материалы для обучения. Отдельные коробочки для карточек PECS, отдельные формочки для карточек для глобального чтения, ящички с поощрениями, липучки, заламинированные листы для коммуникативных книг и визуальных расписаний, планшетки для жетонов на липучках, жестяные коробочки для жетонов на магнитах, и т.д. Имея под рукой необходимые материалы и поощрения, намного проще осуществлять учебный процесс, чем когда нужные обучающие материалы должны приносить родители или закупаться оптом. Подготовкой материалов занимаются сами специалисты центра, в свободное от работы время.

Четвертый компонент - это профессиональная компетенция. В центре все сотрудники, включая врачей, которые не занимаются обучением детей, проходят обучение и тренинги по поведенческому анализу. Терапевтический персонал, помимо профильной компетенции, умеет проводить оценку навыков ребенка, выделять цели для обучающей программы и применять поведенческие методы обучения на практике. Три специалиста центра - Татьяна Бессонова, Татьяна Караблина и Оксана Войчук готовятся к прохождению сертификационного экзамена на ВСВА.

С гордостью и глубоким уважением к профессионализму представляю сотрудников центра!
Запорожский областной дошкольный психоневрологический центр
Ольга Доленко
Татьяна Бессонова
Татьяна Караблина
Оксана Войчук
Жанна Торопченко
Яна Терешина
Ольга Дараган
Ирина Трофимова
Ирина Коваленко
Ольга Евстратенко
Олег Борисовский


Удачи и новых профессиональных успехов!

4 коммент.:

мы с нетерпением ждем когда сможем попасть в центр
Ольга Витальевна действительно хороший специалист

Ольга Витальевна действительно очень хороший специалист , нам очень помогли ее семинары .

подскажите,пожалуйста,как попасть в этот центр?
заранее благодарна! почти отчаявшаяся мама Дани 5,5 лет. г.Севастополь

Напишите Ольге Витальевне на почту dolenko@rambler.ru

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.