Запорожский областной дошкольный психоневрологический центр является учреждением санаторного типа, и по определению, является не самым подходящим местом для применения АВА терапии. В условиях, когда в центре производится заезд 60-ти детей с аутизмом и другими расстройствами развития - раз в два месяца, и когда количество индивидуальных занятий со специалистами можно перечесть по пальцам (всего около 15 часов индивидуальных занятий за период пребывания ребёнка в центре) - применение
АВА терапии в классическом варианте (40 часов индивидуальных занятий в неделю в течение 2-3 лет) является невозможным.
|
Ольгa Витальевнa Доленко
|
И, несмотря на эти ограничения, специалисты центра под руководством главного врача, детского психиатра высшей категории -
Ольги Витальевны Доленко, достигают реальных успехов. Аутичные дети заметно продвигаются в навыках самопомощи и гигиены (т.е. приучаются пользоваться туалетом, самостоятельно кушать и мыть руки), обучаются коммуницировать и общаться с помощью карточек
PECS, сотрудничают с педагогами и выполняют задания, а также значительно уменьшается проблематичное поведение - агрессия, самоагрессия, стереотипии и истерики. В центре не отказываются от самых тяжелых детей - наоборот, чем меньше у ребенка навыков, тем более интенсивно ведется с ним работа. Каким образом специалистам центра удается это сделать, несмотря на ограниченные возможности и ограниченное количество терапевтических часов - уму непостижимо...
И все же, если внимательно присмотреться, то можно выделить несколько основных компонентов, которые приводят к значительному успеху и делают возможным применение поведенческих методов обучения. Эти компоненты -
высокопрофессиональные действия команды специалистов центра, на опыте которых могут поучиться другие организации и коррекционные учреждения.
|
Татьяна Игоревна Бессонова |
Прежде всего, это
профессиональная работа с родителями и вовлечение родителей в процесс реабилитации ребенка. В отличие от других центров и учреждений, в которых родители "сдают" ребенка на руки специалистам, в Запорожье проводится целенаправленный родительский тренинг, в процессе которого специалисты центра обучают родителей, как вести себя с аутичными детьми, как обучать Пексам или приучать к горшку, или как реагировать, если ребенок бьет себя по голове. Тренинг проходит как в групповом, так и в индивидуальном формате. Ольга Витальевна лично курирует процесс родительского тренинга, обучает родителей поведенческим методам приучения ребёнка к туалету, и в случае необходимости - рекомендуя дополнительные терапевтические меры.
Родители также присутствуют на занятиях, и вовлекаются в процесс обучения. При обучении ребенка использовать систему альтернативной коммуникации PECS, родитель может выполнять роль "феи" или "коммуникативного партнера", и помогать ребенку подавать карточки. Таким образом, участвуя в процессе обучения, родителям проще продолжать работать над этими навыками дома.
Родители также учатся организовывать досуг ребенка с помощью визуального расписания, использовать разного вида подсказки и поощрения для обучения и закрепления необходимых реакций ребенка.
|
Оксана Степановна Войчук |
Дополнительный компонент, который позволяет работать наиболее эффективно в наименее сжатые сроки - это
проведение оценки начальных навыков ребенка и обучение наиболее функциональным навыкам. Для каждого из детей проводится оценка начальных навыков - в формате анкеты или тестирования VB-MAPP, и выделяются цели для обучения. Прежде всего, основной акцент в обучении навыкам направлен на область сотрудничества и коммуникации. Дети, которые не умеют говорить - прежде всего, учатся общаться. Дети, у которых проблематичное поведение - прежде всего, обучаются альтернативному и замещающему поведению. Если ребенок избегает занятий и требований - проводится последовательная работа над установлением "Руководящего контроля". Гиперактивные дети - обучаются спокойно сидеть. Дети, которые эхолалируют - обучаются отвечать на вопросы и дополнять предложения с помощью визуальных подсказок. Работая как команда, специалисты центра - логопеды, дефектологи, психологи - они же поведенческие терапевты, распределяют между собой работу, и продолжают работу своих коллег.
|
Татьяна Анатольевна Караблина |
Третий компонент, который позволяет соблюдать целостность терапевтического процесса - это
тщательно подготовленные и организованные материалы для обучения. Отдельные коробочки для карточек
PECS, отдельные формочки для карточек для глобального чтения, ящички с поощрениями, липучки, заламинированные листы для коммуникативных книг и визуальных расписаний, планшетки для жетонов на липучках, жестяные коробочки для жетонов на магнитах, и т.д. Имея под рукой необходимые материалы и поощрения, намного проще осуществлять учебный процесс, чем когда нужные обучающие материалы должны приносить родители или закупаться оптом. Подготовкой материалов занимаются сами специалисты центра, в свободное от работы время.
Четвертый компонент - это
профессиональная компетенция. В центре все сотрудники, включая врачей, которые не занимаются обучением детей, проходят
обучение и тренинги по поведенческому анализу. Терапевтический персонал, помимо профильной компетенции, умеет проводить оценку навыков ребенка, выделять цели для обучающей программы и применять поведенческие методы обучения на практике. Три специалиста центра - Татьяна Бессонова, Татьяна Караблина и Оксана Войчук готовятся к прохождению сертификационного экзамена на ВСВА.
С гордостью и глубоким уважением к профессионализму представляю сотрудников центра!
Ольга Доленко
Татьяна Бессонова
Татьяна Караблина
Оксана Войчук
Жанна Торопченко
Яна Терешина
Ольга Дараган
Ирина Трофимова
Ирина Коваленко
Ольга Евстратенко
Олег Борисовский
Удачи и новых профессиональных успехов!
4 коммент.:
мы с нетерпением ждем когда сможем попасть в центр
Ольга Витальевна действительно хороший специалист
Ольга Витальевна действительно очень хороший специалист , нам очень помогли ее семинары .
подскажите,пожалуйста,как попасть в этот центр?
заранее благодарна! почти отчаявшаяся мама Дани 5,5 лет. г.Севастополь
Напишите Ольге Витальевне на почту dolenko@rambler.ru
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.