ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).


Введение

наглядные материалыЧто такое наглядные материалы и визуальная поддержка? Это понятие относится к использованию изображений или других визуальных элементов для общения с ребенком, который испытывает трудности в понимании или использовании речи. Визуальными носителями могут быть фотографии, рисунки, объекты, написанные слова или списки. Исследования показали, что наглядные материалы выступают в качестве одного из средств коммуникации.


Наглядные материалы и визуальные расписания используются детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), для двух основных целей. Они помогают родителям лучше общаться со своим ребенком, и они помогают ребенку лучше общаться с другими людьми.

Эта публикация знакомит родителей, воспитателей и специалистов с понятием визуальной поддержки и содержит инструкции о том, как использовать их эффективно. Наглядные пособия могут использоваться с людьми любого возраста, хотя в данной конкретной статье речь пойдет именно о детях. Кроме того, визуальные расписания и материалы также могут быть использованы воспитателями и педагогами, а не только родителями.

Почему визуальная поддержка имеет большое значение? Основной чертой, присущей расстройствам аутистического спектра, является наличие проблем в социальном взаимодействии, использовании языка, а также ограниченность интересов и повторяющееся поведение. Использование визуальных расписаний и материалов может помочь во всех вышеуказанных областях.

Во-первых, дети с расстройствами аутистического спектра могут не понимать социальные сигналы во время их взаимодействия с другими людьми в повседневной жизни. Они могут не понимать социальных ожиданий, например, того, как начинать разговор, как реагировать, когда другие проявляют социальную инициативу, или же как изменять поведение, основываясь на негласных социальных правилах. Визуальная поддержка может помочь в обучении аутичных детей социальным навыкам и помочь использовать эти навыки в их собственных социальных ситуациях.

Во-вторых, дети с расстройствами аутистического спектра часто испытывают сложности с пониманием и выполнением речевых команд. Они могут быть не в состоянии выразить свои желания или потребности. Визуальные материалы могут помочь родителям сообщить ребенку, чего они от него ожидают. Это уменьшает риск разочарования и может помочь сократить проблемы поведения, которые являются результатом трудностей в коммуникации. Наглядные пособия могут содействовать формированию надлежащих, положительных способов общения.

Наконец, некоторые дети с РАС проявляют тревожность или проблематичное поведение, когда привычный им порядок вещей изменяется, или же они попадают в незнакомую ситуацию. Визуальное расписание и наглядные материалы могут помочь им понять, чего ожидать, и что случится дальше, а также снизить уровень тревоги. Визуальные материалы также могут помочь им обратить внимание на важные детали и помочь им справиться с изменениями в окружающей среде.

Планшет «СНАЧАЛА - ПОТОМ»

Что это такое?

Планшет «СНАЧАЛА - ПОТОМ» представляет собой визуальное отображение чего-то, что ваш ребенок предпочитает, и что произойдет после завершения первой задачи, которая является менее предпочитаемой. Например, на картинке «СНАЧАЛА» ребенок обедает, а на картинке «ПОТОМ» изображена детская площадка.

Для чего это нужно?

Планшет «СНАЧАЛА - ПОТОМ» может помочь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра следовать инструкциям и приобретать новые навыки. Такой планшет мотивирует их к совершению деятельности, которая им не нравится, а также уточняет, когда они смогут делать то, что им нравится. Планшеты такого формата определяют основу речи, необходимую для выполнения ребенком многоступенчатых указаний и цепочек действий, а также для использования более сложных визуальных систем.

Как научить ребенка использовать планшет?

Определитесь с задачей, которую ребенок должен выполнить в первую очередь (то, что изображено в клеточке «СНАЧАЛА»), а также с предпочитаемым им предметом или деятельностью (то, что изображено в клеточке «ПОТОМ»), к которым ребенок получит доступ сразу после того, как «первая» задача будет выполнена . Этот предпочитаемый предмет или деятельность должны быть мотивационными достаточно, чтобы увеличить вероятность того, что ваш ребенок последует вашей инструкции.

Поместите наглядный материал (например, фотографии, рисунки, написанные слова), который изображает определенную вами деятельность, на коммуникативную ленту или планшет.

Предоставьте данный планшет ребенку вместе с краткой словесной инструкцией. Попробуйте использовать как можно меньшее количество слов. Например, перед началом выполнения «первой» задачи скажите: «Сначала надень ботинки, потом будут качели». При необходимости повторно ссылайтесь на планшет во время выполнения задачи вашим ребенком. К примеру, вы можете сказать: «Еще один ботинок, потом – качели», когда он практически справился с заданием.

Когда «первая» задача выполнена, снова вернитесь к планшету. Например, скажите: «Ты надел ботинки, теперь будут качели!», и немедленно предоставьте ребенку предпочитаемый им объект или доступ к желаемому виду деятельности.

Для того чтобы научить детей с расстройствами аутистического спектра эффективно использовать планшеты «СНАЧАЛА – ПОТОМ», вы должны предоставлять им усиливающие предметы или доступ к поощряющей деятельности сразу же после завершения «первой» задачи. В противном случае, ваш ребенок не станет доверять планшету в следующий раз, когда вы захотите его использовать.

Что делать, если возникает проблематичное поведение?

Если нежелательное поведение возникает, дайте вашему ребенку физическую подсказку к завершению «первой» задачи. Сосредоточьтесь на задаче, а не на проблематичном поведении.

При этом по-прежнему важно предоставить ребенку обещанное подкрепление, поскольку первоочередная задача использования данных планшетов заключается в выполнении «первого» действия, а не в устранении проблемного поведения ребенка.

Если вы считаете, что существует вероятность проявления ребенком нежелательного поведения, начните с такой «первой» задачи, которую ваш ребенок обычно выполняет охотно и успешно. Если проблематичное поведение ребенка стало труднее контролировать, может быть, целесообразным будет рассмотреть вопрос о поведенческой консультации с профессионалом, чтобы решить проблему такого поведения напрямую.





Источник: http://www.autismspeaks.org/science/resources-programs/autism-treatment-network/tools-you-
can-use/visual-supports

1 коммент.:

вот думала как смастерить этот планшет "сначала - потом" Ура! теперь есть наглядное пособие!))

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.