ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть вторая).



аутизм наглядные материалы
Визуальное расписание

❏  Что это такое?

Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности.


❏  Для чего это нужно?

Визуальное расписание полезно для разбиения задач, которые имеют несколько этапов, на отдельные последовательные шаги. Это помогает убедиться в том, что ребенок действительно обучился определенным действиям и соблюдает их последовательность. Также визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности и ригидности навыка переходов, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня.

❏  Как научить ребенка использовать визуальное расписание?

Когда ребенок уже понимает понятие последовательности действий благодаря использованию им планшетов «СНАЧАЛА – ПОТОМ», вы можете разработать более сложное расписание различных мероприятий и последовательностей действий в течение дня.

Определитесь с видами деятельности, которые вы хотите отобразить в расписании. Выбирайте те занятия, которые действительно происходят именно в такой последовательности. Старайтесь перемежать предпочитаемые ребенком виды деятельности с занятиями, которые не несут для него поощряющих характеристик.

Разместите на расписании наглядные материалы (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые изображают определенные вами виды деятельности и мероприятия. Расписание может быть портативным, например, в папке с переплетом или зажимом, или же оно может быть закреплено на постоянном месте, таком, как холодильник или стена. Ваш ребенок должен иметь возможность ознакомиться с расписанием перед началом первого действия по данному расписанию. Оно также должно оставаться в поле зрения у ребенка на протяжении остальной его деятельности.

Когда согласно расписанию наступает время для определенной деятельности, дайте вашему ребенку подсказку при помощи краткой словесной инструкции. Например, произнесите «Посмотри в расписание». Это поможет вашему ребенку обратить внимание на следующий вид деятельности, которая должна начаться. Поначалу вам может понадобиться использование физических подсказок для того, чтобы ваш ребенок проверил расписание (например, мягко направлять ребенка к нему, придерживая за плечи, и физически помочь ему указать на следующее мероприятие в расписании). Вы можете постепенно уменьшать физические подсказки по мере того, как ваш ребенок начинает использовать расписание более самостоятельно.

Когда задача выполнена, дайте вашему ребенку подсказку к тому, чтобы он снова сверился с расписанием, используя процедуру, описанную выше, и перейдите к следующему действию.
Предоставьте ребенку похвалу и/или другое положительное подкрепление за соблюдение расписания и переход от одной деятельности к другой.

Внесите в расписание некоторую долю изменчивости, придумав символ, который будет представлять собой неизвестную ребенку деятельность (например, «сюрприз»). Начинайте обучать ребенка данному понятию, парируя его с позитивной деятельностью или приятными сюрпризами. Постепенно вводите данный прием для формирования толерантной реакции на неожиданные изменения в расписании.

Что делать, если возникает проблематичное поведение?

Если нежелательное поведение возникает, дайте вашему ребенку физическую подсказку к завершению выполнения текущей задачи. Сосредоточьтесь на задаче, а не на проблематичном поведении. Затем перейдите к следующему действию согласно расписанию и при этом предоставьте ребенку подкрепление или доступ к поощряющей деятельности, указанной в расписании, так как акцент данного расписания делается на выполнении задач, а не на устранении проблематичного поведения.

Если вы считаете, что существует вероятность проявления ребенком нежелательного поведения, начните вводить визуальное расписание в таких видах деятельности, которыми ваш ребенок обычно занимается охотно и успешно. Если проблематичное поведение ребенка стало труднее контролировать, может быть, целесообразным будет рассмотреть вопрос о поведенческой консультации с профессионалом, чтобы решить проблему такого поведения напрямую.



Источник: http://www.autismspeaks.org/science/resources-programs/autism-treatment-network/tools-you-can-use/visual-supports

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.