ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Социальные истории: использование и преимущества.


Социальные истории являются кратким описанием определенной ситуации, события или деятельности, и включают информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему.


Социальные истории имеют широчайшую область применения, включая: развитие навыков по уходу за собой (чистка зубов, одевание и т.д.), социальных навыков (просьба о помощи, благодарность) и академических способностей; помощь аутичному ребенку в понимании того, как другие люди могут отреагировать на ту или иную ситуацию, а также какое поведение ожидается от них самих; помощь другим детям в понимании аутичного ребенка и особенностей его поведения; помощь аутичным детям справиться с изменениями в обычном расписании (отсутствие или замена учителя, переезд); использование как поведенческой стратегии (что делать, когда ты злишься, как бороться с навязчивыми мыслями и т.д.).

Вот один из примером социальной истории, которая помогает ребенку в ситуации с ночными кошмарами:

«Иногда я могу увидеть страшный сон, когда я сплю. Ночные кошмары – то же, что и сон, только страшнее. События в ночном кошмаре не происходят на самом деле. Это как картинки в моей голове. Это нормально, если я испугаюсь. Я могу попробовать сказать себе: «Это все в моей голове, это просто сон». Взрослые тоже могут помочь детям, если им снятся плохие сны. Это нормально, если я попрошу помощи у взрослого. Когда я проснусь, я увижу, что я в полном порядке.» 

Как социальные истории помогают аутичным детям? 

- Многие аутичные дети хорошо поддаются визуальному обучению, им нравятся социальные истории, потому что они записаны. Социальные истории также могут быть проиллюстрированы.
- Социальные истории преподносят информацию буквальным, конкретным образом, что может может улучшить понимание ребенком ранее неоднозначных и трудных для него ситуаций.
- Социальные истории могут помочь в понимании последовательностей (что за чем идет в серии действий) и исполнительной деятельности (планирование и организация), с чем аутичные дети часто испытывают трудности.
- Предоставляя информацию о том, что может произойти в конкретной ситуации, а также некоторые рекомендации по поведению, вы можете помочь структурированию поведения и образа мышления ребенка, тем самым уменьшив уровень его тревожности.

Вот несколько советов о том, как использовать социальные истории эффективно: 

1. Давайте ребенку социальные истории в то время, когда он спокоен и расслаблен. Никогда не используйте социальные истории как наказание за плохое поведение.
2. Будьте честными и прямолинейными, когда представляете ребенку социальную историю. Скажите, что написали ее специально для него, опишите ее содержание, предложите прочитать ее вместе.
3. Просматривайте историю так часто, как необходимо. Некоторые – раз в день, некоторые только в тех ситуациях, для которых они были написаны.
4. Сохраняйте положительное, подбадривающее и терпеливое отношение, когда просматриваете или обсуждаете социальную историю с ребенком.
5. Во время чтения истории сохраняйте спокойный и дружелюбный тон голоса, убедитесь в том, что окружающая среда тихая, комфортная, и вокруг нет отвлекающих факторов.
6. Привлекайте других в чтение социальных историй в случае необходимости (например, к чтению истории на тему школы может быть привлечен школьный учитель).
7. Давайте только одну историю за один раз и убедитесь, что ребенок не перегружен информацией.
После достижения желаемого результата, постепенно отходите от социальной истории. Увеличьте промежутки между ее чтением или измените содержание этой истории, постепенно отражая в ней новые необходимые навыки. Однако, во втором случае нужно быть осторожным, т.к.некоторые аутичные дети могут беспокойно отреагировать на изменения привычного текста истории.


Источник: www.autism.org.uk

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.