Выдержка из DSM –V, которая описывает дефицит социальных навыков, достаточный для установления диагноза «Расстройство аутистического спектра», гласит:
А) Устойчивый дефицит навыков социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных контекстах, не отнесенный на счет общего отставания в развития, и проявляющийся во всех трех нижеследующих признаках:
1. Дефицит социально-эмоционального взаимодействия
2. Дефицит невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия
3. Дефицит навыков развития и поддержания взаимоотношений
АВА-терапия направлена на устранение дефицита навыков у ребенка, что в результате должно привести к улучшению его функционирования в домашней, школьной и общественной среде. Акцент устанавливается на интенсивном преподавании и обучении (прямом или случайном), но, к сожалению, формирование социальных навыков иногда может быть отставлено на второй план, поскольку их часто рассматривают в качестве далеко не самого главного репертуара навыков. В действительности, развитие социальных навыков имеет достаточно большое значение. Коммуникация и социальные навыки тесно связаны между собой, поскольку ребенок, который не умеет коммуницировать, и который обладает ограниченной рецептивной речью, не будет проявлять большого интереса к общению и социализации. Кроме того, его типично развивающиеся сверстники также будут мало заинтересованы во взаимодействии с ребенком, который в основном общается при помощи проблемного поведения. Дефицит навыков коммуникации может оказывать существенное влияние на социальную продуктивность.
Для большинства из нас формирование таких навыков, как зрительный контакт, совместная игра и социальный взгляд, не требует специального обучения. Мы приобрели эти навыки из окружающей среды, а обучение происходило в тот момент, когда данное поведение социально усиливалось. Теория социального обучения поясняет, что поведение приобретается в процессе наблюдения, имитации и моделирования. В случае ребенка с аутизмом социальное обучение будет либо минимальным, либо будет просто отсутствовать. Специалист может посещать своего клиента каждую неделю, махать ему рукой и улыбаться ему по приезду, но это не означает, что этот ребенок будет имитировать поведение своего инструктора и приветствовать его. Для того чтобы научить аутичного ребенка улыбаться в ответ и махать рукой, может потребоваться неоднократное обучение и грамотное применение процессов усиления. Когда речь идет о ребенке с аутизмом, социальные навыки, как и академические навыки, должны быть частью его учебного плана. Если Вы хотите добиться улучшения в какой-либо конкретной области социализации, необходимо обучить ребенка необходимым для этого навыкам.
По каким-то причинам сложилось ошибочное мнение о том, что если аутичный ребенок проводит некоторое время со своими нормотипичными сверстниками, он «схватит» навыки соответствующего приемлемого поведения. Проблема заключается в том, что аутизм предполагает сниженную способность обучаться при помощи социальных сигналов. По этой причине нет смысла ожидать, что инклюзивная среда решит проблему неполноценности социальных навыков у ребенка.
Социальные навыки – это намного больше, чем способность ребенка играть со своими сверстниками. Социальные навыки включают в себя:
Зрительный контакт, считывание выражения лица, улыбки, знание и соблюдение хороших манер, приемлемый и адекватный физический контакт, понимание личного пространства других людей, правила личной гигиены, достойная речь, внимание, навыки слушателя, умение ждать, обращаться за помощью и принимать помощь, рассказывать истории, юмор/сарказм, умение обучаться в групповой среде, задавать вопросы и отвечать на вопросы, должное сексуальное поведение, способность к эмпатии/сопереживанию, публичная речь, контроль собственных эмоций, контроль над собственным голосом, совместное внимание.
Социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.
Как производится обучение социальным навыкам?
Существует множество рекомендаций в отношении составления учебных программ, компьютерных приложений и книг, которые описывают точный процесс обучения социальным навыкам. Однако, двумя инструментами, которые многие специалисты считают наиболее действенными, являются социальные истории и компьютерное приложение под названием Social Skill Builder. Однако совершенно необязательно приобретать определенную книгу или компьютерную программу для того, чтобы начать работу над социальными навыками ребенка. Ниже представлены некоторые общие рекомендации в отношении процесса обучения.
Если ребенок дошкольного возраста:
Воссоздайте такие ситуации, в которых вы можете наблюдать за ребенком в окружении других детей. Зачастую взрослому удается вовлечь ребенка в занятие какой-либо деятельностью намного легче, чем другим детям его возраста. По этой причине, нельзя предполагать, что если ребенок делится с вами своими игрушками, он поделится ими и с другим ребенком. Проводите наблюдение за ребенком не только в окружении его сверстников, но и в присутствии детей старше и младше его по возрасту. Это имеет большое значение, поскольку иногда ребенок может полностью игнорировать своих сверстников, но активно взаимодействует с детьми младше себя. Ваша задача заключается в том, чтобы сравнить, как ребенок участвует в социальном взаимодействии по сравнению с другими детьми. Обратите внимание на зрительный контакт, внимание, инициирование игр или общения, совместное использование предметов и физическое приближение к другим детям. Как только вам удастся определить дефициты в развитии социальных навыков, это может считаться отправной точкой для начала обучения.
Если ребенок школьного возраста:
В дополнение к наблюдению за ребенком в окружении других детей, необходимо провести наблюдение за ним в классной среде. Обращайте внимание на потерю сосредоточения над выполняемыми заданиями, на переходы, продолжительность отсутствия академической деятельности, на время индивидуального и группового обучения, внимание к учителю. Большая часть процесса обучения в классе требует хороших социальных навыков. Даже очень умный ребенок с высокой академической успеваемостью столкнется с серьезным социальным неодобрением, если будет демонстрировать неприемлемое или странное социальное поведение. Представьте себе подростка, который пристально смотрит на других детей в классе и повсюду следует за теми, с кем хотел бы подружиться. Такой ребенок столкнется с насмешками или даже буллингом, если подобное нежелательное поведение не будет скорректировано. Как только вы определите дефициты в развитии социальных навыков, это будет отправной точкой для начала обучения.
Разработайте четкие и измеримые цели на основе определенных вами дефицитных областей навыков:
Если вы видите, что ребенок избегает нахождения рядом с другими детьми и гневно реагирует на прикосновения другого ребенка, хорошей социальной целью будет, например: «Когда предоставляется такая возможность, Стейси подобающим образом сидит вместе со всем классом во время работы в кругу в течение 15 секунд». Неудачной социальной целью можно считать: «Когда предоставляется такая возможность, Стейси будет хорошо играть со своей сестрой, и не будет толкать ее». Вторая цель сформулирована не очень удачно, поскольку не совсем понятно значение слов «хорошо играть».
Тесно сотрудничайте с ведущим терапистом или супервизором для написания программ, направленных на решение проблемы дефицита социальных навыков у ребенка:
Если у Вас нет консультанта или ведущего тераписта, который мог бы составить АВА-программу, обратитесь за помощью к учителю ребенка. Планирование учебных программ и составление целей обучения зачастую подобно написанию программ, которые разрабатывают АВА-тераписты.
Следует понимать, что большинство целевых социальных навыков сначала обучаются на основе модели поведения взрослого:
Так происходит потому, что, как правило, достаточно сложно добиться от ребенка увлеченного участия в повторяющихся блоках обучения, кроме того, дети обычно ведут себя менее агрессивно по отношению к взрослым, чем к детям. Другими словами, ребенку может быть легче сначала научиться делиться игрушками с вами, а затем с другим ребенком. Как только вы добились успеха в обучении социальным навыкам с участием взрослого, можно подключать к этому процессу сверстника. После достижения поставленных целей при участии сверстника, вы можете обучать ребенка социальным навыкам в группе сверстников.
Придерживайтесь методологии АВА:
Используйте положительное усиление для обучения и укрепления социальных навыков, собирайте или анализируйте данные для отслеживания прогресса, а также планируйте процесс обобщения социальных навыков, которые были сформированы. Например, если вы обучаете ребенка установлению зрительного контакта и произношению слова «Привет», когда в дом приходят посторонние люди, вам также необходимо обучить ребенка реализации данных навыков в парке, дома у родственников, в садике и т.п.
Не ожидайте, что ребенок будет использовать навык, которому он еще не обучился:
Следует пояснять родителям, что «если определенное поведение неустойчиво, или же стабильно слабое, следует исходить из того, что ребенок не знает, что ему делать». Если вы знаете, что ребенок обладает слабыми социальными навыками, не стоит удивляться тому, что он бьет своего брата, потому что не хочет делиться с ним игрушкой. Также не стоит удивляться тому, что он отказывается обнимать свою бабушку, или что его учитель жалуется на сильные истерики у ребенка во время перемен. Следует ориентировать родителей на то, что помимо структурированного АВА-обучения ребенок также будет нуждаться в помощи для того, чтобы поддерживать приемлемое социальное поведение в различных социальных ситуациях.
Источник: http://www.iloveaba.com/2012/02/addressing-social-deficits.html
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.