Практическое руководство по формированию позитивного поведения у детей, демонстрирующих проблемное поведение.



позитивное поведение
В прошлой публикации мы говорили о профессиональных стандартах содействия развитию позитивного поведения у детей и подростков. В данной статье предлагаем нашим читателям перейти от теории к практике и ознакомиться с конкретными рекомендациями в отношении формирования позитивного поведения у детей, демонстрирующих проблематичное поведение.




Основной акцент в позитивных поведенческих стратегиях делается на таких реакциях лиц из ближайшего окружения ребенка и сопровождающего его персонала, которые помогают ребенку или подростку обучаться приемлемому поведению посредством предоставления ему безопасного, интересного и соответствующего его уровню развития опыта обучения и условий окружающей среды, обеспечения справедливых и последовательных правил и логичных последствий поведения.


Профилактика и решение проблем в поведении проходят наиболее успешно в условиях окружающей среды, которые являются безопасными, восприимчивыми и предлагают возможности для обучения полезным навыкам и стратегиям приспособления к разнообразным жизненным обстоятельствам и преодоления эмоционального стресса.


Максимальные усилия должны быть направлены на модификацию окружающей среды, в которой ребенок живет, обучается и играет, поскольку непосредственный социальный опыт и физическое окружение может способствовать формированию и поддержке как адаптивного поведения, так и проблематичного поведения.


Безопасный и интересный опыт обучения и окружающая среда.


Дети и подростки должны быть защищены от опасности и иметь вещи, которые им необходимы для поддержания их занятости и участия. Обращая внимание на их положительное поведение в подобные промежутки времени, можно поощрить их к тому, чтобы они обучались приемлемому поведению.


Справедливые и последовательные правила.


Дети и подростки учатся быть ответственными и развивают навык самоконтроля при помощи справедливых и последовательных правил. Люди из их ближайшего окружения и персонал должны разработать такие правила, которым будет легко следовать, и их количество должно быть небольшим. Правила всегда должны указывать на то, ЧТО делать, и не на то, чего НЕЛЬЗЯ делать (запрещающие правила не работают, например, «Не бей свою сестру» необходимо формулировать как «Держи руки при себе»).
Четкие инструкции.


Ни один ребенок или подросток не может вести себя хорошо постоянно, и все они обучаются и развиваются по-разному. Люди, осуществляющие уход за ними, а также персонал, должны давать четкие, спокойные, своевременные и однозначные инструкции, в таком случае они могут повлиять на поведение ребенка.


Логичные последствия.


Предоставление логичных последствий является одним из лучших методов при работе с умеренным проблемным поведением, которое возникает не слишком часто. Последствия срабатывают лучше всего, если они являются краткими и незамедлительными. Дети и подростки обучаются тому, как контролировать себя, если люди из их ближайшего окружения используют последствия проблематичного поведения последовательно и немедленно. Если ребенок не следует правилу или четкой инструкции, необходимо подобрать последствие, подходящее для конкретной ситуации. Важно, чтобы в этот момент взрослый оставался спокойным.


Любое поведение имеет свою функцию, и обычно дети демонстрируют проблемное поведение, чтобы избежать или уклониться от какого-либо занятия/работы, человека или сенсорной стимуляции, или же для получения доступа к чему-либо, например, социальному вниманию, материалам или, опять таки, сенсорной стимуляции. Ребенок или подросток может проявлять нежелательное поведение, чтобы добиться или избежать чего-либо, что может происходить в окружающей среде. При проявлении проблемного поведения стоит собрать данные и информацию в отношении следующих вопросов:


Целевое поведение: Какое поведение необходимо уменьшить? Какое поведение необходимо увеличить?
Окружающая среда / опыт: Что должно присутствовать в повседневной окружающей среде / опыте? Что не должно присутствовать?
Предшествующие факторы / триггеры: Какое событие часто мгновенно происходит сразу после проблемного поведения? Какие из произошедших событий могут играть роль триггера?
Последствия: Что необходимо делать, если поведение, которое нужно уменьшить, проявилось? Что необходимо делать, когда проявляется желательное поведение, которое нужно увеличить?


В случае некоторых детей роль предшествующего фактора / триггера для проявления проблемного поведения может играть изменение в привычном и предсказуемом повседневном расписании. В случае других детей нежелательное поведение может вызываться просьбой или инструкцией со стороны людей из ближайшего окружения или члена персонала к занятию нежелаемым видом деятельности. Понимание близкими людьми предшествующих факторов / триггеров проблемного поведения может значительно помочь в предотвращении проявления подобного поведения.


В ходе сбора информации и данных в отношении проблематичного поведения стоит учитывать следующие нюансы:


Присутствует ли в физической или межличностной окружающей среде ребенка что-либо, что может оказывать воздействие на его поведение?
Частоту поведения, и проявляется ли данное поведение в различных контекстах
Виды вмешательств, которые успешно использовались для деэскалации поведения
Давно ли ребенок проходил медицинское обследование? Если он проходит какое-либо лечение, когда оно пересматривалось в последний раз?
Будет ли полезным для ребенка принять участие в какой-либо дополнительной деятельности, выходящей за рамки учебной программы?
Есть ли у ребенка какое-либо ограничение в возможностях, которое может оказывать влияние на его понимание? Существуют ли какие либо языковые или культурные факторы?
Есть ли какие-либо занятия, которые могут помочь ребенку или подростку выстроить свою самооценку?


Также полезным будет обращать внимание и учитывать индикаторы эскалации проблемного поведения у детей и подростков:

проблемы поведения

1. Состояние спокойствия – ребенок демонстрирует готовность к сотрудничеству.
2. Триггер – ребенок испытывает или переживает некоторый неразрешенный конфликт.
3. Возбуждение – ребенок проявляет увеличение несфокусированного поведения.
4. Акселерация/ускорение – ребенок демонстрирует повышенное эмоциональное состояние/поведение.
5. Пик – ребенок находится вне контроля.
6. Деэскалация – ребенок проявляет смущение/спутанность.
7. Восстановление – ребенок проявляет желание заняться деятельностью, которая не предполагает интеракцию, а также нежелание обращаться к вопросу пикового проблемного поведения.


Сбор достоверной информации и данных в отношении проблематичного поведения у ребенка содействует определению конкретного поведения, которое необходимо уменьшить или увеличить в его репертуаре, а также помогает формированию более соответствующего позитивного поведения.


Использование плана поддержки позитивного поведения.


Если проблемное поведение у ребенка или подростка обостряется (например, агрессия, уклонение от какого-либо вида деятельности), можно разработать план поддержки позитивного поведения, чтобы реагировать на проблемное поведение соответствующим образом.


Если серьезность проблематичного поведения возрастает, в таком случае планирование поддержки поведения должно включать консультации и участие родителей (если это уместно), непосредственного сопровождающего персонала,  социальных работников, школьного персонала и других специалистов, представляющих такие ведомства, как служба психического здоровья детей и молодежи, организации, занимающиеся вопросами сексуального насилия, поставщиков частных терапевтических и поведенческих услуг и т.п. План реагирования на нежелательное поведение предполагает понимание того, почему это поведение происходит, и как наилучшим образом помочь ребенку обучиться более приемлемому поведению.


В качестве части плана поддержания позитивного поведения важно установить возможную функцию (или причину) поведения ребенка или подростка. Данная информация собирается посредством наблюдения и сбора данных (например, о количестве эпизодов поведения), а также при помощи оценки сильных сторон и потребностей ребенка.


Копию плана можно предоставить всем людям, которые задействованы в процессе его реализации, а также самому ребенку или подростку, если это уместно.


Как только функция целевого поведения была установлена, можно завершить оставшуюся часть процесса планирования поддержки желательного поведения:


Целевое поведение: Какое поведение необходимо уменьшить? (например, агрессивное поведение). Какое поведение необходимо увеличить? (например, безопасные игры со сверстниками)
Предшествующие случайные события: Какие условия окружающей среды / контексты / триггеры можно модифицировать, чтобы произвести проактивные изменения в окружающей среде / опыте, которые сделали бы целевое поведение ненужным?
Обучение поведению: Каким новым поведениям люди из ближайшего окружения ребенка и члены персонала могут обучить его, чтобы заменить текущее целевое поведение? Обучение поведению – это то, каким образом окружающие ребенка люди реагируют на его желательное и нежелательное поведение, которое определено планом поддержки поведения.
Модификация последствий: Каким образом взрослые могут изменить свое поведение в отношении первоначального целевого поведения и нового поведения, которое его замещает?


Когда люди из ближайшего окружения ребенка и сопровождающий персонал обучают его новому поведению, они могут рассмотреть следующие стратегии непосредственного воздействия на поведение:


Перенаправление ребенка с проблематичного поведения
Изменения в окружающей среде, чтобы она удовлетворяла текущие потребности ребенка
Устранение привилегий или внимания на короткий промежуток времени
Поощрение ребенка при выборе им правильного поведения


Также могут использоваться и другие стратегии, такие как предоставление ребенку возможностей для обучения тому, как справляться с различными ситуациями. Используйте эти стратегии в такое время, которое не связано с нежелательным поведением:


Тренинг релаксации
Стресс-менеджмент
Техники управления гневом
Обучение общим навыкам, которые дадут ребенку возможность почувствовать больший контроль над своей жизнью посредством усовершенствования его повседневных навыков самопомощи
Обучение ребенка принятию решений повысит уровень его самостоятельности и независимости


Если поведение ребенка представляет собой риск для него самого или окружающих, план поддержки поведения лучше разрабатывать, консультируясь с соответствующими специалистами, чтобы обеспечить безопасность ребенка и быструю деэскалацию проблемы. После разработки такого плана люди из ближайшего окружения и члены сопровождающего персонала отслеживают изменения в целевом поведении ребенка, а также оценивают более общие изменения в уровне его жизни. Школьные учителя, сопровождающий персонал и социальные работники также могут предоставлять информацию об изменениях, которые произошли в школьном контексте.


Для документирования прогресса используются объективные показатели, измеряющие число случаев, в которых ребенок выбрал желательную форму поведения вместо нежелательной, число эпизодов, когда ребенок избегал предшествующих факторов / триггеров, и эпизодов, когда возможности для обучения помогли ребенку в проявлении желательного поведения. Если у ребенка наблюдается лишь минимальный прогресс, в таком случае, возможно, есть необходимость в переоценке плана поддержки поведения.



Источник: http://www.communities.qld.gov.au/resources/childsafety/practice-manual/pr-guide-supporting-positive-behaviour.pdf

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.