Первая часть статьи находится здесь.
Когнитивный поведенческий тренинг.
Когнитивный поведенческий тренинг, используемый для обучения людей с РАС социальным навыкам, предполагает повышение уровня знаний о социальном мире и, в то же время, углубление осознания мыслей и чувств, которые лежат в основе проблематичного поведения. Предполагается, что за счет увеличения уровня социальных знаний, самосознания и навыков преодоления трудностей растет вероятность возникновения устойчивых и обобщенных изменений в поведении. Когнитивный поведенческий тренинг является мультимодальным подходом, который сочетает в себе когнитивные методы обучения с поведенческим вмешательством. Учебные программы, разработанные, к примеру, Jeanette McAfee (2001), Michelle Garcia Winner (2008) и Howlin, Baron-Cohen, & Hadwin (1999), представляют собой примеры когнитивно-поведенческого подхода к обучению. Акцент в них сделан на том, что изменения в социальном понимании являются предпосылками для изменений в умении реагировать на социальные стимулы.
Что касается обучения людей с РАС социальным навыкам, исследование показало, что когнитивный поведенческий тренинг может быть полезен для улучшения навыков перспективной речи, регуляции эмоций и решения социальных проблем (Bauminger, 2007). Мета-анализ, проведенный Wang и Spillane (2009), включал в себя три исследования, посвященных когнитивному поведенческому тренингу, и согласно результатам этого анализа эффективность данного подхода была оценена как «от умеренной до очень высокой». Тем не менее, в настоящее время было проведено недостаточное количество высококачественных исследований данного вмешательства, и, таким образом, когнитивный поведенческий тренинг не отвечает критериям, позволяющим квалифицировать его как научно-обоснованный метод вмешательства для обучения социальным навыкам аутичных людей (Bauminger, 2007; Wang & Spillane, 2009). На основании текущих исследований это вмешательство можно считать перспективным, и с проведением большего числа исследований его эффективность при работе с людьми с РАС может быть более четко определена (Wang & Spillane, 2009).
Обучение самоуправлению.
Тренинг самоуправления предполагает использование процедур, в рамках которых индивидуум наблюдает и усиливает свое собственное поведение. Данная стратегия вмешательства требует самостоятельного учета эпизодов проявления целевых навыков, зачастую с использованием чеклистов, наручных счетчиков или жетонов. Эта стратегия интервенции не просто способствует повышению уровня независимости от супервизии и наблюдения взрослых, но и используется для решения проблем зрительного контакта, невербальной манеры поведения, громкости голоса, зацикленности на определенных темах, социальной коммуникации, дефицита игровых навыков и навыков совместной игры (Scattone, 2007; Weiss & Harris, 2001).
Лишь небольшое количество научных исследований сосредоточилось на изучении эффективности самоуправления как стратегии вмешательства для обучения социальным навыкам лиц с РАС. Несмотря на то, что предварительные результаты исследований предполагают, что самоуправление приводит к улучшениям в поведении и обобщению навыков, это вмешательство пока не соответствует критериям научно-обоснованного терапевтического подхода к обучению людей с расстройствами аутистического спектра социальным навыкам.
Вмешательство, основанное на различных видах игровой и занимательной деятельности.
Недавно возникло предположение о том, что вмешательства, основанные на игровой и занимательной деятельности, и построенные на индивидуальных интересах ребенка с РАС (например, игра с конструктором LEGO, группы обучения навыкам использования компьютера и т.п.), могут оказаться эффективными в повышении соответствующего игрового поведения и уменьшении уровня нежелательного поведения, в то же время способствуя формированию положительного отношения сверстников (Schreiber, 2011). В рамках такого вмешательства игра организовывается на базе деятельности, вызывающей всеобщий интерес, а обучение социальным навыкам «встраивается» в игровой процесс. Schreiber говорит о том, что развитие навыков в областях, представляющих собой интерес или ценность для сверстников, может оказаться более важным фактором, чем формирование социального сознания или обучение навыкам. Учитывая количественную и методолгическую ограниченность исследований, посвященных основанным на игровой деятельности вмешательствам, эти предватерительные результаты можно рассматривать как заслуживающие дальнейшего исследования, но пока не отвечающие критериям научно-обоснованной практики.
Вмешательства, опосредованные сверстниками.
Вмешательства, опосредованные сверстниками, относятся к процедурам, в рамках которых сверстники, часто одноклассники, обеспечивают обучение социальным навыкам и реализацию программ вмешательства. Такие вмешательства могут принимать различные формы, включая интегрированные игровые группы, дни игр, сообщества сверстников и обучение опорным навыкам. Вмешательства, опосредованные сверстниками, используются для обучения лиц с РАС социальным навыкам, включая навыки совместного внимания, социальной коммуникации, социальной инициативы, взаимодействия со сверстниками и соблюдения очередности, а также для уменьшения нежелательного поведения (Chan и соавт., 2009; McConnell, 2002; Schreiber, 2011).
Было проведено множество исследований, посвященных стратегиям опосредованных сверстниками вмешательств при работе с людьми с РАС, в том числе с акцентом на обучении социальным навыкам. В описательных обзорах было высказано предположение, что опосредованное сверстниками вмешательство является эффективным методом обучения социальным навыкам (DiSalvo & Oswalk, 2002; McConnell, 2002; Schreiber, 2011). Однако, мета-анализ, проведенный Wang и Spillane (2009) и включивший девять различных исследований таких вмешательств, показал, что эффективность вмешательств, опосредованных сверстниками, вызывает сомнение. Учитывая эти выводы, использование таких интервенций должно тщательно контролироваться и адаптироваться под индивидуальные особенности конкретного индивидуума.
Обучение родителей детей с РАС.
Существует множество свидетельств эффективности обучения родителей для снижения уровня проблемного поведения у типично развивающихся детей (Thomas & Zimmer-Gembeck, 2007), а также для обучения навыкам детей с различными отклонениями в развитии (Matson, Mahan & LoVullo, 2009). Обзор литературы, проведенный Matson и коллегами (2009), предполагает, что использование родительских тренингов при работе с детьми с РАС является перспективным, и несмотря на широкое использование данной стратегии, было проведено лишь небольшое количество исследований, посвященных обучению родителей с целью дальнейшего вмешательства в развитие социальных навыков у их детей (Reichow & Volkmar, 2010).
Одним из примечательных исключений является исследование, проведенное Frankel и Laugeson, в области реализации дружеских программ поддержки родителей детей и подростков с РАС. Оно стало первым программным исследованием, основным компонентом которого было обучение родителей, и имело многообещающие результаты.
Выводы, полученные из обзора литературы.
Что касается вмешательств, предназначенных для обучения социальным навыкам, только процедуры видео моделирования были в достаточной степени изучены, и оказались последовательно эффективными в обучении социальным навыкам людей с РАС. Остальные рассмотренные в обзоре вмешательства были определены как «многообещающие», однако, им не хватает достаточной научно-исследовательской поддержки, чтобы соответствовать критериям научно-обоснованной доказательной практики. Групповое обучение социальным навыкам и вмешательства, опосредованные сверстниками, также могут рассматриваться как перспективные, однако, полученные в исследованиях результаты не были последовательными, что предполагает необходимость в проведении дальнейших исследований для определения того, какие виды групп наилучшим образом подходят для лиц с различными расстройствами аутистического спектра.
Необходимо проведение дальнейших исследований в области стратегий вмешательств, направленных на обучение социальным навыкам, чтобы обеспечить получение людьми с РАС высококачественного обучения, которое будет способствовать обобщению их социальных навыков и повышению социальной компетенции, глубине инклюзии и формированию дружеских отношений.
Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Вступление.
Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение. Часть 1.
Источник: http://www.autismontario.com/Client/ASO/AO.nsf/object/SocialMatters/$file/Social+Matters.pdf
Когнитивный поведенческий тренинг.
Когнитивный поведенческий тренинг, используемый для обучения людей с РАС социальным навыкам, предполагает повышение уровня знаний о социальном мире и, в то же время, углубление осознания мыслей и чувств, которые лежат в основе проблематичного поведения. Предполагается, что за счет увеличения уровня социальных знаний, самосознания и навыков преодоления трудностей растет вероятность возникновения устойчивых и обобщенных изменений в поведении. Когнитивный поведенческий тренинг является мультимодальным подходом, который сочетает в себе когнитивные методы обучения с поведенческим вмешательством. Учебные программы, разработанные, к примеру, Jeanette McAfee (2001), Michelle Garcia Winner (2008) и Howlin, Baron-Cohen, & Hadwin (1999), представляют собой примеры когнитивно-поведенческого подхода к обучению. Акцент в них сделан на том, что изменения в социальном понимании являются предпосылками для изменений в умении реагировать на социальные стимулы.
Что касается обучения людей с РАС социальным навыкам, исследование показало, что когнитивный поведенческий тренинг может быть полезен для улучшения навыков перспективной речи, регуляции эмоций и решения социальных проблем (Bauminger, 2007). Мета-анализ, проведенный Wang и Spillane (2009), включал в себя три исследования, посвященных когнитивному поведенческому тренингу, и согласно результатам этого анализа эффективность данного подхода была оценена как «от умеренной до очень высокой». Тем не менее, в настоящее время было проведено недостаточное количество высококачественных исследований данного вмешательства, и, таким образом, когнитивный поведенческий тренинг не отвечает критериям, позволяющим квалифицировать его как научно-обоснованный метод вмешательства для обучения социальным навыкам аутичных людей (Bauminger, 2007; Wang & Spillane, 2009). На основании текущих исследований это вмешательство можно считать перспективным, и с проведением большего числа исследований его эффективность при работе с людьми с РАС может быть более четко определена (Wang & Spillane, 2009).
Обучение самоуправлению.
Тренинг самоуправления предполагает использование процедур, в рамках которых индивидуум наблюдает и усиливает свое собственное поведение. Данная стратегия вмешательства требует самостоятельного учета эпизодов проявления целевых навыков, зачастую с использованием чеклистов, наручных счетчиков или жетонов. Эта стратегия интервенции не просто способствует повышению уровня независимости от супервизии и наблюдения взрослых, но и используется для решения проблем зрительного контакта, невербальной манеры поведения, громкости голоса, зацикленности на определенных темах, социальной коммуникации, дефицита игровых навыков и навыков совместной игры (Scattone, 2007; Weiss & Harris, 2001).
Лишь небольшое количество научных исследований сосредоточилось на изучении эффективности самоуправления как стратегии вмешательства для обучения социальным навыкам лиц с РАС. Несмотря на то, что предварительные результаты исследований предполагают, что самоуправление приводит к улучшениям в поведении и обобщению навыков, это вмешательство пока не соответствует критериям научно-обоснованного терапевтического подхода к обучению людей с расстройствами аутистического спектра социальным навыкам.
Вмешательство, основанное на различных видах игровой и занимательной деятельности.
Недавно возникло предположение о том, что вмешательства, основанные на игровой и занимательной деятельности, и построенные на индивидуальных интересах ребенка с РАС (например, игра с конструктором LEGO, группы обучения навыкам использования компьютера и т.п.), могут оказаться эффективными в повышении соответствующего игрового поведения и уменьшении уровня нежелательного поведения, в то же время способствуя формированию положительного отношения сверстников (Schreiber, 2011). В рамках такого вмешательства игра организовывается на базе деятельности, вызывающей всеобщий интерес, а обучение социальным навыкам «встраивается» в игровой процесс. Schreiber говорит о том, что развитие навыков в областях, представляющих собой интерес или ценность для сверстников, может оказаться более важным фактором, чем формирование социального сознания или обучение навыкам. Учитывая количественную и методолгическую ограниченность исследований, посвященных основанным на игровой деятельности вмешательствам, эти предватерительные результаты можно рассматривать как заслуживающие дальнейшего исследования, но пока не отвечающие критериям научно-обоснованной практики.
Вмешательства, опосредованные сверстниками.
Вмешательства, опосредованные сверстниками, относятся к процедурам, в рамках которых сверстники, часто одноклассники, обеспечивают обучение социальным навыкам и реализацию программ вмешательства. Такие вмешательства могут принимать различные формы, включая интегрированные игровые группы, дни игр, сообщества сверстников и обучение опорным навыкам. Вмешательства, опосредованные сверстниками, используются для обучения лиц с РАС социальным навыкам, включая навыки совместного внимания, социальной коммуникации, социальной инициативы, взаимодействия со сверстниками и соблюдения очередности, а также для уменьшения нежелательного поведения (Chan и соавт., 2009; McConnell, 2002; Schreiber, 2011).
Было проведено множество исследований, посвященных стратегиям опосредованных сверстниками вмешательств при работе с людьми с РАС, в том числе с акцентом на обучении социальным навыкам. В описательных обзорах было высказано предположение, что опосредованное сверстниками вмешательство является эффективным методом обучения социальным навыкам (DiSalvo & Oswalk, 2002; McConnell, 2002; Schreiber, 2011). Однако, мета-анализ, проведенный Wang и Spillane (2009) и включивший девять различных исследований таких вмешательств, показал, что эффективность вмешательств, опосредованных сверстниками, вызывает сомнение. Учитывая эти выводы, использование таких интервенций должно тщательно контролироваться и адаптироваться под индивидуальные особенности конкретного индивидуума.
Обучение родителей детей с РАС.
Существует множество свидетельств эффективности обучения родителей для снижения уровня проблемного поведения у типично развивающихся детей (Thomas & Zimmer-Gembeck, 2007), а также для обучения навыкам детей с различными отклонениями в развитии (Matson, Mahan & LoVullo, 2009). Обзор литературы, проведенный Matson и коллегами (2009), предполагает, что использование родительских тренингов при работе с детьми с РАС является перспективным, и несмотря на широкое использование данной стратегии, было проведено лишь небольшое количество исследований, посвященных обучению родителей с целью дальнейшего вмешательства в развитие социальных навыков у их детей (Reichow & Volkmar, 2010).
Одним из примечательных исключений является исследование, проведенное Frankel и Laugeson, в области реализации дружеских программ поддержки родителей детей и подростков с РАС. Оно стало первым программным исследованием, основным компонентом которого было обучение родителей, и имело многообещающие результаты.
Выводы, полученные из обзора литературы.
Что касается вмешательств, предназначенных для обучения социальным навыкам, только процедуры видео моделирования были в достаточной степени изучены, и оказались последовательно эффективными в обучении социальным навыкам людей с РАС. Остальные рассмотренные в обзоре вмешательства были определены как «многообещающие», однако, им не хватает достаточной научно-исследовательской поддержки, чтобы соответствовать критериям научно-обоснованной доказательной практики. Групповое обучение социальным навыкам и вмешательства, опосредованные сверстниками, также могут рассматриваться как перспективные, однако, полученные в исследованиях результаты не были последовательными, что предполагает необходимость в проведении дальнейших исследований для определения того, какие виды групп наилучшим образом подходят для лиц с различными расстройствами аутистического спектра.
Необходимо проведение дальнейших исследований в области стратегий вмешательств, направленных на обучение социальным навыкам, чтобы обеспечить получение людьми с РАС высококачественного обучения, которое будет способствовать обобщению их социальных навыков и повышению социальной компетенции, глубине инклюзии и формированию дружеских отношений.
Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Вступление.
Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение. Часть 1.
Источник: http://www.autismontario.com/Client/ASO/AO.nsf/object/SocialMatters/$file/Social+Matters.pdf
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.