Аутизм-это комплексное расстройство, характеризуемое серьезными нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникативных навыках, а так же присутствием неадекватных поведений и узкого круга интересов. Многие виды терапий применяются для лечения аутизма, но далеко не все из них можно назвать эффективными. Прикладной анализ поведения (АВА), сенсорная интеграция, специальные диеты, медикаменты (например, Рисперидон), хелирование, кранио-сакральная терапия являются наиболее часто используемыми методами лечения детей с аутизмом. Однако для всех этих терапий, за исключением АВА, по-прежнему нет научного доказательства подтверждающего их эффективное использование.
Однако, то что в научной литературе нет прямых доказательств эффективности этих видов лечения еще не говорит о том, что они не эффективны. Кроме того, следует принять во внимание, что аутистический спектр содержит расстройства разного вида и качества, и то, что помогает одним детям с аутизмом, не обязательно поможет другим.
Но как все-таки можно определить, какое влияние оказывает БКБГ диета, или дельфинотерапия, и оказывает ли вообще? Вот здесь как раз и могут пригодиться поведенческие инструменты, с помощью которых мы отслеживаем прогресс.
С помощью записи данных в простые таблицы, и простого анализа этих данных вполне можно удостовериться в том, что есть улучшение в поведении. То есть, в том, что желаемые поведения происходят чаще, а нежелательные поведения появляются реже.
Как же это можно сделать?
Во-первых, точно определить то поведение, на основе которого мы хотим удостовериться, что лечение эффективно - или это количество взглядов в глаза, или это количество выполненных инструкций, или это количество приступов самоагрессии.
Во-вторых, начать отмечать в таблице каждый раз, когда происходит это поведение. Если это поведение происходит слишком часто - то можно выбрать лишь определенный промежуток времени для записи (например, ежедневно, с 17.00 до 18.00). Отмечать можно в такой таблице:
В-третьих, желательно записывать данные о поведении еще до начала лечения, и на протяжении лечения, для того, что бы можно было сравнить. Но если нет такой возможности - то можно записывать и в процессе лечения, и отслеживать прогресс. То есть, продолжает ли положение улучшаться.
И, в-четвертых - для верности анализа можно выстроить на основе этих данных простейший график и посмотреть своими глазами, действительно ли есть улучшение.
Вот так должен выглядеть график желательного поведения:
А вот так - график нежелательного поведения:
Если же на графике нет определенного направления - это, в первую очередь должно пробудить желание проверить, почему так происходит, и почему лечение не эффективно. И если лечение выполняется в полном соответствии с рекомендациями врача или специалиста в этой области - то возможно, оно не подходит.
Оценку эффективности лечения необходимо производить постоянно, как специалистам, так и родителям ребенка, и это самый лучший способ сэкономить время и выбрать для ребенка наиболее подходящее ему лечение.
2 коммент.:
Здравствуйте, Юлия!
Перечитала ваш блог с самой первой записи и до последней. Почерпнула много полезной информации. Огромное спасибо! Я очень недавно начала занятия с дочерью по системе АВА и из ваших заметок вынесла для себя некоторые вещи, которые не нашла в книгах и на просторах интернета. К примеру, меня очень интересуют вопросы комбинирования методик (e.g. ABA, RDI, Floortime, etc.), о чем я прочла у вас (до этого у меня сложилось впечатление, что они взаимоисключаемы или, по меньшей мере, не могут использоваться одновременно). Буду с нетерпением ждать ваши новые записи в этом направлении.
С уважением,
Юлия (тоже)
Юля, с большим интересом (как я уже Вам призналась) читаю Ваш блог. Единственное, что хочу уточнить - недавно вышло исследование Датского центра исследований аутизма на тему диеты. В результате двухгодичного двойного слепого рандомизированного исследования эффективность диеты была доказана. Так что это уже тоже научно подтвержденный факт.)
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.