ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA

Функциональное восприятие проблематичного поведения

В АВА любое поведение, как "хорошее", так и "плохое", воспринимается как всего лишь как поведение. То есть, какое-либо действие, появление которого вызывают одни факторы, и усиливают в будущем - другие факторы.
В данном восприятии АВА сильно отличается от других подходов, видящих в проблематичном поведении симптом расстройства - аутизма, гиперактивности, дефицита внимания, душевных проблем, пробелов воспитания, умственной отсталости, неприемлемых черт характера, эмоциональных расстройств, и так далее.

В АВА любое поведение, кроме врожденных рефлексов, является обученным или обучаемым, и, следовательно, доступного к изменениям. При таком подходе, мы не можем изменить человека, но можем изменить его поведение.


При работе над нежелательными поведениями, мы должны, прежде всего, определить, что является проблематичным - поведение или его отсутствие. Например, если ребенок раздевается в публичных местах, то и работать мы будем над уменьшением этого поведения. Если же ребенок не поворачивает головы, когда его зовут, то работать мы будем не над уменьшением "неповоротов" головы, а над проявлением реакции на имя.



Кроме этого, нам необходимо задать себе вопрос - является ли данная проблема поведения проблемой самого ребенка, или окружающих его людей. Возможно то, что ребенок напевает себе под нос во время занятий, не мешает ему сосредоточиться, но нервирует его учителя.
Кроме этого, прежде чем мы начинаем работать над уменьшением нежелательного поведения, следует задуматься - действительно ли то, что данное поведение будет отсутствовать, позволит ребенку достичь наибольшего прогресса. Так как ресурсы всегда имеют ограничение, стоит взвесить, в обучение каких навыков следует вкладывать эти ресурсы - что является наиболее жизненно-необходимым.

Следующим шагом после того, как мы определили, какое поведение является проблематичным, - является определение факторов, которые его вызывают и усиливают, то есть функциональная оценка. Только при определении функции, которую выполняет проблематичное поведение, мы можем выбрать метод, который позволит нам его уменьшить.

Функции могут быть следующие:

1. Получение желаемых стимулов или действий. Ребенок хочет конфету, падает на пол и громко кричит. Мама дает ему конфету.

2. Прекращение нежелаемых стимулов или действий. Ребенок раскрашивает рисунок, но вместо того, что бы продолжать и закончить - комкает бумагу и рвет на части. После этого от него не требуют раскрашивать.

3. Привлечение внимания. Ребенок, во время игры с младшим братом, сильно бьет его по голове. На крики младшего брата немедленно прибегают родители, и начинают отчитывать ребенка.

4. Получение сенсорной стимуляции. Ребенок, наедине сам с собой постоянно бормочет определенное предложение и размахивает руками.

Важно запомнить, что у одного вида поведения могут быть несколько функций - ребенок может плакать каждый раз, когда от него требуют выполнять задание, и когда хочет получить определенный предмет, и когда после его плача на него обращают внимание окружающие.
А может быть и наоборот - и нескольких видов поведения может быть одна функция - на ребенка начинают обращать внимание, когда он начинает бить своего брата, и когда он начинает громко кричать, и когда он начинает разбрасывать предметы, и когда он карабкается по шторам.

Поэтому, прежде чем применять какую-нибудь процедуру для уменьшения проблематичного поведения, следует задуматься - действительно ли это поведение является проблематичным для самого ребенка, какое другое поведение должно заменить это поведение, и каковы могут быть причины, которые вызывают и поддерживают это поведение на данный момент.

Дополнительные статьи на данную тему:
Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?

Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?

Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?

"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?

Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение?

Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?

1 коммент.:

Здравствуйте,Юлия.У Вас просто потрясающие статьи!
Спасибо огромное! У меня такое дело. Нашему малышу 2,6. Он никак не отзывается на имя и смотрит в глаза только во время игр и то не всегда.Наверно мы упустили эту программу в самом начале,но он совершенно не сосредотачивает свое внимание на педагоге во время занятий и часто просто что-то делает в ответ на инструкцию лишь бы от него отстали. Естесственно,ответы зачастую неверные.А день назад он эти же инструкции выполнял с блеском. Таким образом, нам не понятно,знает он ту или иную программу или нет, и мы топчемся на месте.Самое большое усиление-это мультик.Но этот мультик превращается в основное занятие для малыша,и я не чувствую уверенности в том, что он чему-то научился и просто в отчаянии от этого.А другой серьезной мотивации нет,не дали предмет, который хочет,идет ищет что-то другое без всяких истерик и переживаний.Подскажите,пожалуйста,что можно еще попробовать,ведь мы уже 6 месяцев топчемся на месте и постоянно делаем откаты назад.Спасибо!

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.