Расстройство речи является одним из признаков аутизма. Но также, как и в аутизме, в котором нет единых характерных критериев, а целый спектр расстройств, так и речевые отклонения характеризуются "спектром". У аутичного ребенка может полностью отсутствовать речь и какие-либо намеки на коммуникации с окружающими. У другого ребенка речь может развиться на более позднем этапе - уже в школьном возрасте. У третьего речь может развиваться как и у его нормативных сверстников, но в какой-то момент ребенок может потерять все свои речевые навыки. Также
аутичные дети часто характеризуются ограниченным запасом слов, эхолалией (многократным повторением слов и фраз), постоянными и чрезмерными вокализациями, или "немотой" в отдельных ситуациях. Некоторые аутичные дети имеют речевые навыки, и произносят слова, но вне конкекста, и не используют речь для общения и коммуникации. Некоторые - затрудняются в произнесении слов из-за моторной алалии. А у некоторых аутичных детей (высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера) может не быть серьезных нарушений речи, но их речь звучит искусственно, напыщенно, а иногда в процессе общения они затрудняются вести диалог или соблюдать социальные правила.
Отсюда, когда мы слышим "развить речь у ребенка с аутизмом", нужно понимать, что конкретно имеется в виду. Если ребенок ничего не говорит, и в течение трех лет научится произносить слово "Дай" - будем ли мы считать это речью? Или когда ребенок успешно общается с окружающими, но затрудняется в описании прошедших событий - будет ли это "отсутствием речи"? Другими словами, речь может развиться у любого ребенка, важно только понимание, что означает "Речь", в каком виде "Речь" воспринимается как "Речь" и до какого критерия ее можно развить.
В случае, когда ребенок использует вокальную речь, и умеет обращаться к окружающим с просьбами, комментирует происходящее, имеет начальные навыки ведения диалога, речевые нарушения чаще всего выражаются в прагматике и в навыках социального общения. В таких случая работа чаще всего ведется над обучением социальных правил (например, "В то время, когда собеседник обращается к тебе, нужно смотреть в глаза", или "Когда ты обращаещься к собеседнику не подходи слишком близко, но и не обращайся издалека. Расстояние между тобой и собеседником должно быть шаг"). Также очень часто проблема возникает в понимании абстрактных понятий, или условностей. Например, ребенок знает кто его мама и бабушка, но никак не может понять что бабушка - это мама мамы. В таких случаях для обучения речевым и социальным навыкам используются такие методы, как "Социальные истории", видео-моделинг, а также различные визуальные материалы, например, список написанных правил для применения в общении, или матрицы для правильного построения фраз.
Для детей, у которых речевые расстройства связаны также с расстройствами моторного аппарата, интенсивная работа над моторикой может улучшить и речевые навыки. Работа над большой моторикой и координацией движений, как всего тела так и речевого аппарата, может существенно улучшить скорость приобретения речевых навыков, и научить ребенка лучше контролировать свое тело, а следовательно - ему будет легче обучаться.
Ребенок, использующий подходящую для него систему альтернативной коммуникации, может прийти к развитой (хоть и не вокальной) речи, и научиться использовать фразы и абстрактные понятия. В то время, как лишенный возможности использования альтернативной коммуникации ребенок может "застрять" на этапе произнесения звуков или отдельных слов, в то время как поведенческие проблемы "прорастут буйным цветом". Исследования показали, что для детей, которые используют альтернативную систему коммуникации в комплекте с интенсивными занятиями по развитию речи, существует высокая вероятность возникновения и развития вокальной речи.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.