ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Информированное согласие: обязанности АВА-специалиста

Никогда не будет лишним удостовериться, что мы, в своей повседневной практике, соблюдаем этические стандарты. Сегодня мы поговорим об информированном согласии.
В "Кодексе этики и профессиональной ответственности поведенческих аналитиков" (ВАСВ, 2014) упомянуты несколько ситуаций, в которых поведенческий аналитик должен получать информированное согласие:

  1. При проведении исследований (пункт 9.03 "Информированное согласие"). Поведенческий специалист обязан проинформировать участников исследования о сути исследования, и о процедурах, которые будут применяться. Информация должна быть предоставлена на понятном языке, а также участники должны быть уведомлены о том, что они могут отказаться от участия или прервать его в любой момент времени. Например, если поведенческий специалист планирует провести эксперимент, с целью определения эффективности какой-либо новой процедуры, он обязан уведомить участников о том, что данная процедура пока недостаточно изучена, а также описать все детали данной процедуры.
  2. При проведении поведенческой оценки (пункт 3.03 "Согласие на проведение оценки в сфере поведенческого анализа"). Поведенческий специалист обязан пояснить клиенту, какой именно вид оценки он будет использовать, для каких целей, как именно будет проводиться процедура, как будут интерпретироваться и использоваться результаты, а также обязательно описать все потенциальные риски, которые включены в применение этой процедуры. Например, при планировании экспериментального анализа, поведенческий специалист должен обязательно описать клиенту, как именно будет применяться каждое из условий процедуры, как будет производиться анализ данных, а также он обязательно должен уведомить клиента о том, что в процессе проведения процедуры нежелательное поведение участника может участиться, его интенсивность может повыситься и это нежелательное поведение получит подкрепление.
  3. При реализации поведенческой программы (пункт "4.02 Участие клиентов в разработке программы и их согласие"). Перед тем, как применять какую либо методику, поведенческий специалист должен получить согласие на применение этой методики. А получение согласия включает предоставление полной информации о том, как именно методика применяется,с какой целью, и какой потенциальный риск данная методика в себе несет. Например, в самом начале взаимодействия с ребенком, на этапе установления сотрудничества, когда ребенок отказывается выполнять требования, специалист не может применять процедуру гашения, и требовать от ребенка выполнения заданий, "чтобы не подкрепить проблемное поведение". Данная процедура требует, чтобы перед ее применением была проведена функциональная оценка, чтобы специалист применял эту процедуру, с опорой на функцию (а не "на глазок"), последовательно, а также родители ребенка должны быть уведомлены о том, что в процессе применения процедуры происходит "угасательное обострение", и поведение обязательно усугубиться - и родители должны дать информированное согласие.
  4. При передаче информации (пункт "2.08 Раскрытие информации"). Перед тем, как передать какую-либо информацию о клиенте супервизору или на рассмотрение коллегам, или передаче отчетов другим специалистам, поведенческий специалист обязан уведомить об этом клиента, и получить его согласие. Например, перед тем, как выслать видеозаписи занятий супервизору, специалист обязан получить от родителей ребенка согласие на передачу информации.

Для того, чтобы информированное согласие соответствовало стандартам, оно должно быть:

  • 1. Обязательно в письменном виде (документ).
  • 2. Человек, который предоставляет согласие, должен быть способным принимать решения (т.е. дееспособным).
  • 3. Процесс принятия решения должен быть непринужденным и добровольным.
  • 4. Принятие решения должно происходить после получения полной информации о всех аспектах применяемых процедур, в особенности о потенциальном риске, к которому может привести данное профессиональное действие. 

В работе с детьми с аутизмом АВА-специалисты не всегда соблюдают эти правила. Наиболее распространены следующие ситуации:
1. АВА-специалист вообще никогда не получает информированного согласия. Он просто делает то, что делает, при этом не сообщая сообщая родителям ребенка о целях процедур, о том, как именно они применяются и какие риски в себя включают. Иногда АВА-специалисты говорят об этом устно, но не оформляют согласие, как документ.
2. АВА-специалист получает информированное согласие в отдельных случаях, например, при проведении процедуры экспериментального функционального анализа или при проведении оценки навыков VB-MAPP. Но, например, при проведении оценки предпочтений он не получает информированного согласия, ошибочно предполагая, что такая процедура этого не требует. Также поведенческий специалист может "забыть" получить информированное согласие на применение АВА-программы, предполагая, что если у клиента есть запрос на разработку такой программы, значит, при появлении такой программы, ее можно сразу же применять.
3. АВА-специалист относится формально к получению информированного согласия. Т.е. просит родителей ребенка "подписать документ". А что именно - уже не важно. Родители могут дать согласие на "применение процедур поведенческим специалистом под супервизией", в то время, как специалист планирует передавать конфиденциальную информацию о ребенке супервизору. Родители могут дать согласие на "проведение оценки VB-MAPP", в то время, как планируется работать над коррекцией нежелательного поведения и специалисту предстоит долгий путь функциональной оценки.

Действуя таким образом (или бездействуя), поведенческие специалисты не только нарушают стандарты профессиональной практики. Это также часто приводит к тому, что у специалиста не получается организовать последовательную работу над применением процедур, что окружающие не подготовлены к различным сложностям, возникающим в процессе (как например, недостаточно готовы к обострению поведения и проявлению агрессивных реакций у ребенка, или к тому, что процесс обучения берет много времени). Следовательно, специалисту не удается достичь эффективности в своей работе, и социальная значимость применения поведенческого вмешательства снижается.

Несомненно, соблюдать этические стандарты практики - это сложная задача для поведенческого аналитика. Нужно учитывать очень много аспектов, постоянно анализировать результаты своей работы и нести ответственность за каждый свой шаг. Памятуя об этой ответственности, специалист должен сформировать у себя самого такой навык, как получение информированного согласия, и относиться к этой обязанности не как к ненужной формальности, а как неотъемлемой части своей практической деятельности.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.