Современные тенденции в развитии прикладного поведенческого анализа

     Поведенческие специалисты прекрасно понимают, что для того, чтобы дисциплина прикладного анализа поведения (АВА) развивалась, необходимо идти не только в ногу со временем, но и в содружестве со смежными специальностями, включая медицину, педагогику, психологию и другие помогающие профессии. Поведенческие аналитики, как вполне рациональные живые организмы :-), прекрасно отдают себе отчет, что один в поле не воин, и только лишь поведенческий анализ не может стать единственной отраслью, которая поможет всем, всегда и только своим "поведенческим" способом. Следуя принципам селекционизма, мы понимаем, что раз в нашем мире (в социуме, в нашей культуре) существуют другие подходы, значит их существование функционально. Другими словами, они кому-то нужны. И здесь не суть в том, насколько тот или иной подход является научно доказанным, а в том, что он несет в себе какую-то помощь. И пока этот подход функционирует (кому-то нужен), как бы мы не старались, нам не предотвратить его развитие. А геноцид или крестовый поход за святой победой над всеми - это не наши методы!
     В наши дни поведенческий анализ стремительно развивается именно в направлении сотрудничества и внедрения в различные сферы жизни - так называемый "Мэйнстриминг". И для того, чтобы "влиться в основное течение" и развитие социума, поведенческие аналитики предпринимают следующие шаги:

  • 2. Расширяются сферы деятельности и специализации поведенческих аналитиков и распространяется информация о том, где может применяться поведенческий анализ. На сегодняшний день, по-прежнему, наиболее распространенной сферой практики поведенческих аналитиков является работа с детьми с аутизмом и нарушениями развития. Однако, все больше и больше поведенческих аналитиков начинают специализироваться в совершенно других направлениях. Например, в сфере спорта - начиная от баскетбола и заканчивая художественной гимнастикой. Спортивные достижения спортсменов можно улучшить с помощью формирования реакций и положительного подкрепления. Очень интересным направлением является организационный поведенческий менеджмент, в рамках которого изменяется производительность труда работников организаций. Еще одно направление - педиатрия. Поведенческие специалисты прекрасно могут помочь родителям справиться с "кризисом трех лет", или наладить сон и питание маленьких детей. Ну, и конечно, способствовать тому, чтобы дети и в подростковом возрасте "слушались маму" :-) Еще одно замечательное направление - геронтология. Помощь пожилым людям в ведении автономного образа жизни и преодоление преград, связанных с симптомами таких заболеваний как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. А вот еще одно - деятельность, направленная на сохранение природных ресурсов (Sustainable Practices): предотвращение вырубки лесов, засухи, вымирания диких животных. Ну, кто бы мог подумать, что поведенческие аналитики этим могут заниматься!
Совсем недавно сертификационная комиссия ВАСВ опубликовала документ, описывающий применение АВА в разных сферах, а также предоставила в свободный доступ лекции ведущих практиков и научных деятелей в сфере АВА о том, как это происходит: www.bacb.com/about-behavior-analysis/applied-behavior-analysis
  • 3. Предоставляются концептуальные описания тем сферам, которые прежде были недоступны для поведенческого анализа. Здесь речь идет о том, что более полувека назад, такие явления как интеллект, мышление, эмоционально-волевая сфера или высшие психические функции казались недоступными для поведенческого анализа большей части поведенческих специалистов. Конечно, понимание того, что "внутренний мир человека - это черный ящик", что "внутреннего мира не существует", а "человеческое поведение - это набор безусловных и условных рефлексов" потеряло актуальность уже давным давно. Следуя принципам философии радикального бихевиоризма, описанной Скиннером (1953, 1957? 1976), поведенческие аналитики уже давно приняли существование "личных" или "приватных" событий, и научились описывать их, как поведение. Но, лишь в последнее время, все больше и больше описаний "психических явлений" внедряется в терминологию поведенческих аналитиков. Разрабатываются инструменты для оценки навыков и развития речи, которые коррелируют с тестами интеллекта - например, PEAK. Разрабатываются подходы, в которых работа ведется над негативными мыслями и эмоциями, преодолением тревожности, формированием психологической гибкости - например, ACT. Эти поведенческие подходы все сложнее и сложнее разграничивать с такими направлениями, как когнитивно-поведенческий подход, Гештальт и даже психотерапия. Все очень тесно взаимосвязано, и иногда отличия можно найти лишь в описании самих концепций, но не в практической деятельности специалистов. Понимание того, что невозможно игнорировать "внутренний мир" (сентенцию, которая обладает крайне высокой социальной и культурной значимостью) приводит к тому, что наша дисциплина развивается и используются все более тонкие и точные инструменты. А следовательно, наша работа становится более эффективной и востребованной. Именно это и позволяет нам "влиться в течение", а вовсе не извечная борьба "остроконечников с тупоконечниками", о том, "кто прав, кто виноват", чья дисциплина "научно-доказаннее", "кто выше, красивее и умнее".

Дополнительно о современных тенденциях в развитии прикладного поведенческого анализа можно послушать тут - доклад Юлии Эрц на III Всероссийской научно-практической конференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра", которую проводил Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ в Москве, 28-30 ноября 2018. Начало доклада - 4:38:47.

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.