ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Нужно ли корректировать поведенческие проблемы в каждом случае? Дилемма АВА-специалиста

     Приобретение профессиональных навыков в сфере прикладного анализа поведения (АВА) - это долгий путь, который начинается с обучения на сертификационных курсах, но не заканчивается никогда :-)
     Одним из ключевых навыков в репертуаре поведенческого аналитика является навык принятия решений в отношении необходимости поведенческого вмешательства. Многие начинающие специалисты, освоив материал о функциях поведения и процессе функционального анализа, торопятся применять поведенческие инструменты для любого запроса, с которым к ним обращаются родители ребенка с РАС.

  • "Мальчик громко кричит и стучит руками по голове во время выполнения заданий на моторную имитацию".
  • "Девочка кричит и падает на асфальт, когда ее уводят с детской площадки".
  • "Мальчик кусает себя за руку в момент, когда у него изымают машинку и требуют начать заниматься".

     "О! Отлично!", говорит поведенческий специалист, "Все понятно! Конечно, данные соберем в АВС таблицу, но функции ясны - в первом случае, избегание требований, в двух других - доступ к желаемому! Введем систему PECS и DRO, и все как рукой снимет!" И так и прописывает в плане коррекции поведения - "PECS и DRO", и даже начинает сам этот план применять. "PECS и DRO" - это, конечно, хорошие методики, но далеко не самые подходящие в множестве случаев.
     И такое быстрое принятие решений в отношении методов коррекции очень часто характеризует именно начинающего АВА-специалиста (который чувствует себя обязанным как можно быстрее всем помочь с помощью АВА!), в то время, как принятие данных решений должно опираться на процесс анализа множества факторов, влияющих на поведение, и быстрым такое решение быть не может.
     В учебнике "Прикладной анализ поведения" (Купер, Херон и Хьюард, 2016, стр. 740) описаны вопросы, на которые должен ответить поведенческий специалист, ПРЕЖДЕ, чем начинать работать. И отвечать на эти вопросы перед началом разработки и применения плана коррекции и должен научиться наш новичок. А также внимательно наблюдать за ситуацией, в которой происходит поведение!

  • "Мальчик громко кричит и стучит руками по голове во время выполнения заданий на моторную имитацию" - смотрим, что происходит
  • Педагог громким кричащим голосом говорит: "Делай так!" и громко хлопает в ладоши прямо перед лицом ребенка. Ребенок тоже хлопает в ладоши, но тут же начинает кричать. Педагог кричит: "Ну-ка! Сядь красиво! А то жетон не получишь!" Ребенок замолкает, складывает руки на столе. Педагог дает инструкцию громким голосом: "Делай так!" и с силой стучит по столу. Ребенок тоже стучит по столу, но тут же начинает кричать и бьет себя по голове. Педагог: "Сядь! Сядь! Руки спокойно!". Ребенок кладет руки спокойно, и педагог лепит жетон на планшетку с жетонами, сопровождая словами: "Вот твой жетон!".

     Попробуем ответить на вопросы, помогающие нам принять решение о необходимости вмешательства!

  • "Появилась ли проблема внезапно? Может ли проблема быть следствием какого-либо заболевания? Проводилось ли медицинское обследование?" - данный вопрос не будет актуальным. Поведение происходит на занятиях, и не похоже на заболевание.
  • "Может быть, менять нужно не поведение клиента, а его окружение?" - Какой хороший вопрос! Очень актуальный! Учитывая то, что мы видим - что инструкции даются слишком громко, что любое движение ребенок повторяет, что педагог не хвалит ребенка, а угрожает, мы видим, что проблема вовсе не в поведении ребенка! Мы видим, что любой человек на месте ребенка, если бы ему давали задания, которые он уже давно научился выполнять, неприятным образом и без поощрений, тоже бы начал кричать, а может быть, и бить себя по голове. Следовательно, учитывая данную ситуацию, насколько целесообразно применять DRO? Поощрять за отсутствие поведения? Кто будет поощрять? Этот педагог, который не умеет поощрять? В процессе упражнений на имитацию? Ничего не меняя в процессе занятий? Какой шанс, что такая процедура сработает? Близкий к нулю...
  • "Применялись ли другие вмешательства?" - вполне вероятно, что поведение уже пытались скорректировать "поведенческими" методами. Наверняка "гашение" применяли... Игнорировали крики, и продолжали требовать выполнение движений. Ну, а как же... Однако, скорее всего, наши педагоги позабыли, что "просто так", без предварительной оценки поведения, и без проактивных методов, гашение применять нельзя. Проверим, задаем вопрос: "А есть ли план коррекции поведения, по которому работает педагог? Есть ли написанная поведенческая программа?". Ответ: "Нет!". И дополнение: "У нас только элементы АВА применяются..."
  • "Действительно ли существует проблема?" - Да! Но, не с поведением ребенка. Любой человек мог бы так себя повести в данных обстоятельствах.
  • "Может ли проблема разрешиться просто и неформально?" - Вряд ли. Пока не будут изменения в среде, пока не изменится вид и уровень требований, пока педагог не будет правильно применять поведенческие инструменты - проблема останется.
  • "Может ли данную проблему решить специалист смежной профессии?" - Логопед или дефектолог вряд ли решит такую проблему. Психиатр. Возможно. Применение психотропных препаратов может привести к снижению этого поведения у ребенка, и он будет просто спокойно сидеть, в то время, как педагог будет громко хлопать перед его лицом или громко стучать по столу. Будет ли это этично? Поможет ли это ребенку? Разумеется, нет! И даже не нужно думать в этом направлении!
  • "Насколько острой является проблема?" - Проблема значительная. Поведение ребенка происходит с высокой интенсивностью. Его крики слышны в другом помещении, звуки от ударов по голове тоже слышны. На голове остаются красные отметины. Поведение нарастает. Нужно решать эту проблему как можно скорее! 
  • "Какова вероятность того, что вмешательство будет успешным?" - Пока неизвестно. На данный момент понятно, что не с поведением ребенка нужно работать, а с профессиональными навыками педагога. Сколько ресурсов в нашем распоряжении, чтобы научить педагога работать корректно? Сколько ресурсов в нашем распоряжении, чтобы подобрать функциональные цели для обучения нашего ребенка? Чтобы он учился полезным навыкам, а не страдал от наскучившей имитации?
  • "Готов ли клиент сотрудничать?" - если мы понимаем, что работать нужно будет не над коррекцией этого поведения ребенка, а над поведением его окружающих и над формированием полезных навыков, готовы ли на это те, кто обратился к нам? Хотят ли этого родители ребенка, которые позвали нас "скорректировать проблемное поведение"? Готовы ли они на то, что работа будет вестись с педагогами, и над совсем другими целями?
  • "Есть ли в научной литературе примеры успешной коррекции данного поведения?" - Конечно есть! Как примеры коррекции поведения "кричать и бить себя по голове", так и формирования профессиональных навыков у педагога. Однако, такой навык, как ссылаться на литературу может отсутствовать у нашего начинающего поведенческого аналитика. Конечно, с чтением профессиональной литературы в АВА есть сложности, т.к. большая часть литературы - на английском языке. Однако, развивать у себя такой навык тоже нужно! И, возвращаясь к этому вопросу, сможет ли наш поведенческий специалист найти подходящие публикации и сослаться на них в своей работе. Описаны ли там "PECS и DRO"? ;-)
  • "Есть ли у поведенческого аналитика соответствующий опыт?" - Возможно. Возможно, такого опыта нет. А супервизор есть? Коллега, который поможет справиться с этой ситуацией? 
  • "Смогут ли те люди, которые будут осуществлять поведенческое вмешательство, в должной степени справляться со своими обязанностями?" - Неизвестно. Чтобы ответить на такой вопрос, наш поведенческий специалист должен уметь быстро определять уровень компетенции тех, кто будет включен в процесс вмешательства. Насколько эти люди компетентны? Склонны к сотрудничеству? Последовательны в своих действиях? Быстрая оценка навыков и компетенций тех людей, которые применяют поведенческие программы - это еще один навык, который должен сформироваться в репертуаре поведенческого аналитика.


     О профессиональных навыках недостаточно только прочитать или прослушать лекцию, так же, как и невозможно научиться плавать, читая пособие. Чтобы научиться что-то делать, нужно делать! И поведенческий специалист, памятуя о том, что он лишь в начале пути (либо в середине, т.к. в конце быть не может), должен тренироваться принимать нужные решения. А для этого - почему бы не почитать учебник Купера и соавторов, не выписать вопросы со страницы 740, и не отвечать на них в каждом конкретном случае, без исключения?

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.