Сравнения - это то, что занимает наше сознание на постоянной основе. Другими словами, мы постоянно что-то сравниваем. Что лучше сейчас съесть, йогурт или блинчик? Кто быстрее выполнит задание, Петя или Коля? Какая еда вкуснее полезнее? Какие курсы лучше и интереснее? На какой работе выше зарплата? В каком магазине ниже цены? Именно фрейм сравнения является такой характеристикой "реляционных" (т.е. относительных) фреймов, которая отличает их от эквивалентных взаимосвязей.
Однако, процесс формирования этого фрейма у детей с РАС не является простым делом. Часто, в АВА программах, этой работе не уделяется достаточно внимания, и работа завершается на этапе "противоположностей" - ребенок учится различать на картинках "большой" и "маленький", или на тряпочках - "мокрый"-"сухой", но его не учат сравнивать, на трех мячиках разных размеров, что средний мячик "больше" самого маленького, но "меньше" самого большого; а на тряпочках, что какая-то тряпочка "более влажная" или "более мокрая", чем другая, а третья = "самая сухая". Отсутствие такой проработки приводит к тому, что ребенок будет затруднятся сравнивать свойства предметов, и в дальнейшем, испытывать сложности, изучая математику - в количественных сравнениях.
Формирование навыка сравнивать свойства важно прорабатывать на самых разнообразных стимулах:
При отработке важно не забывать о взаимной и комбинаторной обусловленности стимула. Если ребенок, попробовав шоколадную конфету и клюкву, может ответить на вопрос: "Что более сладкое?" - "Шоколад", то он сможет без тренировки также ответить на вопросы: "Что менее сладкое?" - "Клюква"; "Что более кислое?" - "Клюква".
Лишь отработав сравнения свойств физических объектов во всех модальностях, мы сможем прийти к сравнению речевых понятий: "Что выше, слон или небоскреб?", "Что быстрее, поезд или гепард?", "Кто быстрее, человек или гепард?" - с использованием текстуальных стимулов (напечатанных слов), или произнося такие вопросы вслух. Также, не стоит забывать об обусловленных культурой понятиях, таких как "ценный", "справедливый", "добрый", "доверчивый", и т.п. Можно согласиться в том, что если ребенок, услышав о поступках других людей или персонажей, сможет описать их поступки, как "самый справедливый" или "Заяц глупее, чем лиса" - это уже будет огромным достижением!
И самым высоким уровнем овладения сравнительным фреймом будет способность ребенка сделать логическое умозаключение при решении задач. Например, если ребенку сказать, что "ГАП тверже, чем ТИЦ, но мягче, чем ТУН, и сейчас ему нужно взять один из этих предметов вместо подушки", то ребенок выберет ТИЦ, как "самое мягкое". Несомненно, овладение данным фреймом является краеугольным камнем развития речевых и когнитивных способностей, и во многом, успешность ребенка при освоении школьной программы зависит от того уровня, на котором сформирован данный фрейм.
Продолжение следует...
Однако, процесс формирования этого фрейма у детей с РАС не является простым делом. Часто, в АВА программах, этой работе не уделяется достаточно внимания, и работа завершается на этапе "противоположностей" - ребенок учится различать на картинках "большой" и "маленький", или на тряпочках - "мокрый"-"сухой", но его не учат сравнивать, на трех мячиках разных размеров, что средний мячик "больше" самого маленького, но "меньше" самого большого; а на тряпочках, что какая-то тряпочка "более влажная" или "более мокрая", чем другая, а третья = "самая сухая". Отсутствие такой проработки приводит к тому, что ребенок будет затруднятся сравнивать свойства предметов, и в дальнейшем, испытывать сложности, изучая математику - в количественных сравнениях.
Формирование навыка сравнивать свойства важно прорабатывать на самых разнообразных стимулах:
- - визуальных (больше - меньше, выше - ниже, более грязный - менее грязный (он же "более чистый), более светлый - более темный, и т.п.);
- - тактильных (гладкий - шершавый, теплый - прохладный - холодный, тяжелый - легкий);
- - двигательных (более быстрый - более медленный, выше - ниже, проще - сложнее);
- - вкусовых (более сладкий, более хрустящий, более терпкий);
- - обонятельных (более резкий, более приятный, менее сильный);
- - аудиальных (более шумный, более громкий, более звонкий).
При отработке важно не забывать о взаимной и комбинаторной обусловленности стимула. Если ребенок, попробовав шоколадную конфету и клюкву, может ответить на вопрос: "Что более сладкое?" - "Шоколад", то он сможет без тренировки также ответить на вопросы: "Что менее сладкое?" - "Клюква"; "Что более кислое?" - "Клюква".
Лишь отработав сравнения свойств физических объектов во всех модальностях, мы сможем прийти к сравнению речевых понятий: "Что выше, слон или небоскреб?", "Что быстрее, поезд или гепард?", "Кто быстрее, человек или гепард?" - с использованием текстуальных стимулов (напечатанных слов), или произнося такие вопросы вслух. Также, не стоит забывать об обусловленных культурой понятиях, таких как "ценный", "справедливый", "добрый", "доверчивый", и т.п. Можно согласиться в том, что если ребенок, услышав о поступках других людей или персонажей, сможет описать их поступки, как "самый справедливый" или "Заяц глупее, чем лиса" - это уже будет огромным достижением!
И самым высоким уровнем овладения сравнительным фреймом будет способность ребенка сделать логическое умозаключение при решении задач. Например, если ребенку сказать, что "ГАП тверже, чем ТИЦ, но мягче, чем ТУН, и сейчас ему нужно взять один из этих предметов вместо подушки", то ребенок выберет ТИЦ, как "самое мягкое". Несомненно, овладение данным фреймом является краеугольным камнем развития речевых и когнитивных способностей, и во многом, успешность ребенка при освоении школьной программы зависит от того уровня, на котором сформирован данный фрейм.
Продолжение следует...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.