Координационный фрейм (или фрейм эквивалентности) является самым базовым. Речь идет о способности отождествлять стимулы, т.е. находить одинаковое.
"Одинаковость" может проявляться в любых свойствах стимула, и человек, обладая координационным фреймом, должен уметь находить эти схожие свойства.
Например, если перед ребенком лежит расческа, часы и кубик, и ребенку показывают часы, то он, даже не зная, что часы называются "часы", может выбрать часы из набора.
Данный фрейм должен проявляться не только при сравнении визуальных стимулов. Человек должен уметь определять схожие свойства тактильно (на ощупь), с помощью осязания и обоняния, аудиально (на слух).
В конвенциональных АВА-программах довольно редко прорабатываются различные виды стимулов. Дети обычно учатся соотносить только визуальные стимулы (сопоставлять предметы или сопоставлять картинки), и практически никогда их не обучают сопоставлять запахи, вкусы, звуки и ощущения. Следовательно, для того, чтобы развивать этот фрейм, педагогам следует запланировать работу над разными видами и модальностями стимулов.
Несмотря на то, что координационный фрейм опирается на эквивалентность стимула, следует рассматривать его шире, чем просто отождествление разных стимулов или разных свойств стимулов. При сформированном координационном фрейме, человек может отождествлять не только сами стимулы, но и связать стимулы по их функции. Например, если пояснить ребенку, что "кепка" - это летний головной убор, и показать, как выглядит кепка, то ребенок сможет без предварительного обучения ответить на такой вопрос: "Если я буду идти летом по улице, и мне будет жарко, то чтобы не напекло голову, мне нужна..." - "Кепка".
Координационный фрейм выстраивается поэтапно. На начальном этапе ребенок учится соотносить идентичные стимулы и похожие стимулы в разных модальностях. Например, повторять за педагогом моторные движения, звуки, слова и фразы, соотносить идентичные слова, предметы и картинки. А также, соотносить похожие стимулы: карандаши и фломастеры, галстук и галстук-бабочку, песок и гальку, и т.п. Также ребенок должен уметь вычленять схожие характеристики и описывать их. "Чем похожи кубик и коробка?" - "Они квадратные". "Чем похожи река и море?" - "В них есть вода, это водоемы".
На следующем уровне ребенок учится отождествлять речевые понятия уже в отсутствие конкретных физических стимулов. Другими словами, если на первом этапе ребенок видит предметы (или слышит звуки, или осязает), то на этом уровне ребенок оперирует знакомыми речевыми понятиями, не видя самих стимулов перед собой. Например, он отвечает на вопрос: "У какого животного есть полоски?" - "Зебра". " А еще?" - "Кот". Также, ребенок сможет ответить на совершенно новый вопрос, который он раньше никогда не слышал, опираясь на эту уже сформированную взаимосвязь. Например, "Дрессировщику понадобилось новое полосатое животное. У него уже есть полосатый кот. Кого еще он может выбрать? - ребенок отвечает: "Зебру".
Следующий уровень соотносится с использованием совершенно абстрактных стимулов, с которыми у ребенка вообще не было прошлого опыта взаимодействия. Например, если ребенку говорят, что слово "ТУЦ" означает животных, а слово "ТИВ" означает мебель, то ребенок может оперировать этими совершенно новыми словами, используя их ровно с тем же смыслом, что и слова в его родном языке. Например, дополнить такую фразу: "В цирке я увижу..." - "ТУЦ". "Я переехал в новую квартиру. В первую очередь, мне понадобится обставить квартиру..." - "ТИВом". Обладая координационным фреймом на таком уровне, человек всегда сможет соотнести совершенно новое, не знакомое ему абстрактное понятие, с чем-то знакомым, и в дальнейшем использовать это новое понятие таким же образом, как и ранее известные.
И на самом высоком уровне, ребенок учится соотносить полностью абстрактные слова, без привязки к уже известным ему понятиям, и использовать их для решения логических задач. Например, если ребенку говорят, что "БОМ - это то же самое, что и РИТ". Ребенок делает вывод о том, что РИТ это тоже самое, что и БОМ, и когда ему задают задачу: "Чтобы победить в конкурсе, тебе нужны две одинаковые вещи. БОМ у тебя уже есть. Что еще тебе нужно?" - ребенок отвечает "РИТ". Здесь важно понимать, что смысл слов "БОМ" и "РИТ" неизвестен ребенку (да и смысла, на самом деле, нет), и он лишь опирается на понятие "Одинаковое". На этом уровне мы можем увидеть, что понятие "одинаковости", т.е. координационный реляционный фрейм настолько сформирован, что ребенок может установить связи и сделать умозаключения в отношении "одинаковых", вне зависимости от того, насколько эта "одинаковость" действительно проявляется в физических или абстрактных характеристиках стимула.
Продолжение следует...
"Одинаковость" может проявляться в любых свойствах стимула, и человек, обладая координационным фреймом, должен уметь находить эти схожие свойства.
Например, если перед ребенком лежит расческа, часы и кубик, и ребенку показывают часы, то он, даже не зная, что часы называются "часы", может выбрать часы из набора.
Данный фрейм должен проявляться не только при сравнении визуальных стимулов. Человек должен уметь определять схожие свойства тактильно (на ощупь), с помощью осязания и обоняния, аудиально (на слух).
В конвенциональных АВА-программах довольно редко прорабатываются различные виды стимулов. Дети обычно учатся соотносить только визуальные стимулы (сопоставлять предметы или сопоставлять картинки), и практически никогда их не обучают сопоставлять запахи, вкусы, звуки и ощущения. Следовательно, для того, чтобы развивать этот фрейм, педагогам следует запланировать работу над разными видами и модальностями стимулов.
Несмотря на то, что координационный фрейм опирается на эквивалентность стимула, следует рассматривать его шире, чем просто отождествление разных стимулов или разных свойств стимулов. При сформированном координационном фрейме, человек может отождествлять не только сами стимулы, но и связать стимулы по их функции. Например, если пояснить ребенку, что "кепка" - это летний головной убор, и показать, как выглядит кепка, то ребенок сможет без предварительного обучения ответить на такой вопрос: "Если я буду идти летом по улице, и мне будет жарко, то чтобы не напекло голову, мне нужна..." - "Кепка".
Координационный фрейм выстраивается поэтапно. На начальном этапе ребенок учится соотносить идентичные стимулы и похожие стимулы в разных модальностях. Например, повторять за педагогом моторные движения, звуки, слова и фразы, соотносить идентичные слова, предметы и картинки. А также, соотносить похожие стимулы: карандаши и фломастеры, галстук и галстук-бабочку, песок и гальку, и т.п. Также ребенок должен уметь вычленять схожие характеристики и описывать их. "Чем похожи кубик и коробка?" - "Они квадратные". "Чем похожи река и море?" - "В них есть вода, это водоемы".
На следующем уровне ребенок учится отождествлять речевые понятия уже в отсутствие конкретных физических стимулов. Другими словами, если на первом этапе ребенок видит предметы (или слышит звуки, или осязает), то на этом уровне ребенок оперирует знакомыми речевыми понятиями, не видя самих стимулов перед собой. Например, он отвечает на вопрос: "У какого животного есть полоски?" - "Зебра". " А еще?" - "Кот". Также, ребенок сможет ответить на совершенно новый вопрос, который он раньше никогда не слышал, опираясь на эту уже сформированную взаимосвязь. Например, "Дрессировщику понадобилось новое полосатое животное. У него уже есть полосатый кот. Кого еще он может выбрать? - ребенок отвечает: "Зебру".
Следующий уровень соотносится с использованием совершенно абстрактных стимулов, с которыми у ребенка вообще не было прошлого опыта взаимодействия. Например, если ребенку говорят, что слово "ТУЦ" означает животных, а слово "ТИВ" означает мебель, то ребенок может оперировать этими совершенно новыми словами, используя их ровно с тем же смыслом, что и слова в его родном языке. Например, дополнить такую фразу: "В цирке я увижу..." - "ТУЦ". "Я переехал в новую квартиру. В первую очередь, мне понадобится обставить квартиру..." - "ТИВом". Обладая координационным фреймом на таком уровне, человек всегда сможет соотнести совершенно новое, не знакомое ему абстрактное понятие, с чем-то знакомым, и в дальнейшем использовать это новое понятие таким же образом, как и ранее известные.
И на самом высоком уровне, ребенок учится соотносить полностью абстрактные слова, без привязки к уже известным ему понятиям, и использовать их для решения логических задач. Например, если ребенку говорят, что "БОМ - это то же самое, что и РИТ". Ребенок делает вывод о том, что РИТ это тоже самое, что и БОМ, и когда ему задают задачу: "Чтобы победить в конкурсе, тебе нужны две одинаковые вещи. БОМ у тебя уже есть. Что еще тебе нужно?" - ребенок отвечает "РИТ". Здесь важно понимать, что смысл слов "БОМ" и "РИТ" неизвестен ребенку (да и смысла, на самом деле, нет), и он лишь опирается на понятие "Одинаковое". На этом уровне мы можем увидеть, что понятие "одинаковости", т.е. координационный реляционный фрейм настолько сформирован, что ребенок может установить связи и сделать умозаключения в отношении "одинаковых", вне зависимости от того, насколько эта "одинаковость" действительно проявляется в физических или абстрактных характеристиках стимула.
Продолжение следует...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.