Многие люди, которые каким то образом связанны с АВА - родители, дети которых занимаются по этой программе; тераписты; специалисты из других областей - воспитатели, дефектологи; трудотераписты, и другие; а нередко, и те самые "супервайзеры", которые строят обучающие программы - считают, что АВА придумал Ловаас. Причем, не только придумал, но и сумел вылечить с помощью АВА немало детей- аутистов. Причем, самыми драконовскими мерами...но вылечил.
Поэтому многие воспринимают "драконовское АВА" как единственно существующее, и по этой причине, не подходящее для работы со многими детьми. Будто, только совсем уж отчаявшиеся родители способны поступиться своими родительскими чувствами, и "внести эту заразу" в дом. А продвинутые, этично-моральные специалисты и родители - ни-ни!
Но не будем удаляться в крайности, и разбираться кто из нас кто! Просто немного истории нам не повредит:
· АВА является одной из областей психологии - "Анализа поведения":
1. Експериментальный анализ поведения
2. Прикладной анализ поведения.
3. Концептуальный анализ поведения.
Все три области строятся на исследованиях Б.Ф. Скиннера и его сподвижников.
· Скиннер является не только основоположником "Анализа поведения", но и целой философии "Радикального бихевиоризма", воспринимающей человеческое поведение как зависящее от генетического наследия, материальной среды и социально-культурных условий. В отличие от других видов бихевиоризма, радикальный бихевиоризм воспринимает такие сентенции, как мысли и чувства, - как поведения, которые можно анализировать так же, как и другие поведения.
· На работы Скиннера повлияли работы других ученых и философов, как Френсис Бэйкон, Чарльз Дарвин, Эрнст Мач, Иван Сеченов, Едвард Торндайк, Иван Павлов, Джон Ватсон, и другие. Радикальный бихевиоризм воспринимает человека, как активного участника, а не как пассивного, зависящего от внешних факторов. Поэтому, общество способно привести своих граждан к самореализации и более высокому уровню жизни, благодаря тем условиям, и стимулам, которые существуют в его культуре.
· На развитие АВА как дисциплины, а так же метода лечения повлияли: Сидман, Бижо, Байэр, Ульман, Краснер, Ловаас, а так же другие ученые.
· Событие, с которым определяют становление АВА как отдельной дисциплины - выход в свет первого выпуска журнала. Кстати, в интернете есть все статьи этого журнала до 2008 года, в которых содержится огромное количество полезной информации - настоятельно рекомендую! Все эти статьи можно найти здесь.
На сегодняшний день АВА прогрессирует все больше и больше, и затрагивает все больше и больше отраслей. Начиная от разработки эффективных терапевтических методов для детей с проблемами в развитии, и заканчивая улучшением производительности труда в огромных корпорациях. Поэтому, восприятие АВА как коррекционной программы основанной разработанной профессором Ловаасом, является искаженным, мягко говоря...
2 коммент.:
Думаю, что было бы неплохо объяснить, что ABA - есть Applied Behavior Analysis, что по-русски просто означает "прикладной анализ поведения". "Анализ поведения", в свою очередь, есть более общая и более фундаментальная область бихевиоризма - психологического направления, утверждающего существование закономерных связей между внешней средой и поведением живого организма. Бихевиоризм, в отличие от многих других направлений, определяет психологию как науку о поведении, переводя ее таким образом в область естественных наук.
JohnLaurel
Вы абсолютно правы, John! То, что вы поясняете, я обучаю на очных курсах в Москве - http://autism-aba.blogspot.com/p/ochnye-kursy-moskva_3172.html.
Ну, а то, что АВА - это ПРИКЛАДНОЙ анализ поведения - так это и в заголовке блога написано, ну и в других статьях очень часто встречается ;-). Мне кажется, это очень трудно не заметить...
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.