Обучение социальных навыков является одним из самых трудоемких процессов в АВА. Куда как проще научить ребенка имитировать хлопки в ладоши или различать цвета!
Ведь в социальном поведении не существует четких правил и границ. Наоборот, те дети, которые пытаются соблюдать "так называемые" правила поведения в обществе - со своими сверстниками - чаще всего становятся отвергнутыми и затрудняются приобретать друзей. Представьте себе ребенка, который никогда не врет, или ребенка, который никогда не подсмеивается над своими сверстниками. Очень быстро от него отвернутся все его сверстники, даже те, над которыми он не смеялся.
То есть, с одной стороны, мы, взрослые, пытаемся обучить ребенка правилам поведения в обществе, а с другой стороны, когда ребенок попадает в это самое общество - то , в лучшем случае оказывается, что ему нужно ознакомиться с дополнительными правилами. А в худшем - все те правила, которые ребенок выучил - абсолютно не подходят. Для детей аутистического спектра, у которых есть склонность к четкому порядку и правилам - эти изменения являются факторами, которые значительно затрудняют интеграцию в среде сверстников, понижают мотивацию к интеракции и общению, и могут привести к тому, что ребенок еще больше отдалится от сверстников.
Что можно сделать, что бы этого избежать?
Во-первых, работать над социальными навыками не 1:1, а в среде других детей. Чем больше ребенок будет находиться в обществе других детей, тем больше у него есть возможностей научиться:
· смотреть на других детей
· реагировать на их обращения
· обращаться к ним
· имитировать их движения или занятия
· привыкнуть к шуму, которые они производят
· играть в игры возле них, или совместно с ними
· и так далее.
Во-вторых, при обучении ребенка взять на себя роль "тени" - то есть, стараться не вмешиваться в интеракции, которые происходят между детьми, но помогать ребенку поддерживать эти интеракции. Например, если один из сверстников обращается к ребенку, а он не реагирует, то наша задача обратить внимание нашего ребенка на то, что другой ребенок к нему обратился, но, при этом, не повторять это обращение, и не отвечать вместо него.
В-третьих, не использовать такие мотивационные факторы, которые не подходят к ситуации. То есть, желательно все "съедобные подкрепители" оставить дома, а в рамках работы над социальными навыками использовать ситуации, которые являются мотивационными для ребенка. Например, если ребенок любит рисовать, то интеграцию с другими детьми можно начать именно с рисования - рисовать на одном большом листе бумаги, поделить краски между детьми, для того, что бы ребенок, которому понадобился определенный цвет мог обратиться к другому ребенку и попросить, и так далее. Это намного лучше, чем взять какое-нибудь детское лото, которое ребенок просто терпеть не может, и давать ему конфеты за то, что он правильно складывает картинки.
И, самое главное, не ожидать от ребенка идеального поведения - многие дети, у которых абсолютно типичное развитие, ковыряют в носу, или в трусах, плачут, облизывают разные предметы, дергают товарищей за волосы, не могут расстаться с любимыми игрушками, закатывают истерики, если проигрывают в соревнованиях, и так далее. Поэтому, не следует постоянно дергать ребенка и напоминать, что нужно хорошо себя вести. Слишком хорошо, это уже плохо. Поэтому, не впадайте в крайности, ведите себя естественно, принимайте ребенка таким, какой он есть, и помогайте ему учиться тому, чего он еще не умеет.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.