Ни для кого не новость, что в методе АВА используются специальные методы обучения, которые позволяют найти подход к трудно-обучаемым детям. Это и специфические, короткие инструкции, и использование подсказок, и использование процессов усиления, и деление задания на мелкие компоненты, и другие.
Но иногда именно эти методы замедляют процесс обучения и не дают ребенку приобретать навыки в натуральной среде. Это, кстати, и является главным поводом для критики АВА и восприятия поведенческого метода как дрессировки.
Но иногда именно эти методы замедляют процесс обучения и не дают ребенку приобретать навыки в натуральной среде. Это, кстати, и является главным поводом для критики АВА и восприятия поведенческого метода как дрессировки.
1. Чрезмерная зависимость от усилителей.
В этих случаях ребенок реагирует только когда вслед за его реакцией следует какой либо стимул-усилитель. Чаще всего зависимость развивается от "съедобных" усилителей. Иногда ребенок начинает требовать этот стимул после того, как что-либо сделает, и если не получает стимул - отказывается реагировать напрочь.
Это может привести к тому, что ребенок не воспринимает других учителей - логопедов, дефектологов, воспитательниц в саду, и даже собственных родителей, и следовательно, теряет возможность о них научиться.
Что можно сделать в таком случае?
Прежде всего, не зацикливаться на одном виде усилителей, даже если кажется, что ребенок не хочет ничего другого. Кроме этого, нужно постоянно помнить, что использование усилительных процессов после каждой реакции необходимо только в самом начале обучения, и как только ребенок приобретает определенный навык - начать сразу и постоянно продолжать увеличивать требования (то есть, давать усилитель после 2-3 реакций, потом 4-5 реакций, и так далее).
В этих случаях ребенок реагирует только когда вслед за его реакцией следует какой либо стимул-усилитель. Чаще всего зависимость развивается от "съедобных" усилителей. Иногда ребенок начинает требовать этот стимул после того, как что-либо сделает, и если не получает стимул - отказывается реагировать напрочь.
Это может привести к тому, что ребенок не воспринимает других учителей - логопедов, дефектологов, воспитательниц в саду, и даже собственных родителей, и следовательно, теряет возможность о них научиться.
Что можно сделать в таком случае?
Прежде всего, не зацикливаться на одном виде усилителей, даже если кажется, что ребенок не хочет ничего другого. Кроме этого, нужно постоянно помнить, что использование усилительных процессов после каждой реакции необходимо только в самом начале обучения, и как только ребенок приобретает определенный навык - начать сразу и постоянно продолжать увеличивать требования (то есть, давать усилитель после 2-3 реакций, потом 4-5 реакций, и так далее).
2. Чрезмерная зависимость от подсказок.
В этих случаях ребенок не начинает реагировать пока не получит подсказку. Иногда ребенок даже требует подсказку - перед реакцией начинает смотреть на учителя и искать его жесты, взгляды и движения.
Что можно сделать в этом случае?
Прежде всего, быть внимательными к своим телодвижениям и взглядам. Иногда непроизвольные жесты, как подвинуть руку к предмету, который должен протянуть ребенок, или взгляд на этот предмет, или кивок головы - может служить такой же подсказкой, как и конвенциональные подсказки - визуальные, словесные и физические. С другой стороны, непроизвольные подсказки гораздо труднее убирать, так как мы их не замечаем.
В этих случаях ребенок не начинает реагировать пока не получит подсказку. Иногда ребенок даже требует подсказку - перед реакцией начинает смотреть на учителя и искать его жесты, взгляды и движения.
Что можно сделать в этом случае?
Прежде всего, быть внимательными к своим телодвижениям и взглядам. Иногда непроизвольные жесты, как подвинуть руку к предмету, который должен протянуть ребенок, или взгляд на этот предмет, или кивок головы - может служить такой же подсказкой, как и конвенциональные подсказки - визуальные, словесные и физические. С другой стороны, непроизвольные подсказки гораздо труднее убирать, так как мы их не замечаем.
кроме этого, всегда при использовании любого вида подсказки мы должны взвесить насколько тяжело или легко нам будет ее убрать. И, естественно, отдавать предпочтение тем видам подсказки, которые легче убрать. Например, если мы обучаем ребенка играть в настольную игру - пазл самостоятельно, то лучше использовать физическую подсказку или жест, так как словесную подсказку ("Ну давай, продолжай!" или "Сейчас возьми вот этот кусочек!") будет очень сложно убрать.
3. Чрезмерная зависимость от определенных стимулов.
В этом случае ребенок не реагирует на инструкции или определенные стимулы, если они не заданы определенным образом. То есть, цвета ребенок различает только на карточках, сидит только за маленьким столиком, слушается, только если его зовут высоким громким голосом, и т.д.
В этом случае ребенок не реагирует на инструкции или определенные стимулы, если они не заданы определенным образом. То есть, цвета ребенок различает только на карточках, сидит только за маленьким столиком, слушается, только если его зовут высоким громким голосом, и т.д.
В данном случае, нужно как можно быстрее начинать работать над обобщением выученных навыков.
Как только ребенок научился узнавать один-два предмета на карточках, срочно начинайте работать над выполнением инструкций с этими предметами, над их различием в доме у бабушки или в магазине, и над раскрашиванием рисунков с их изображением (или любым другим способом для обобщения). Это поможет ребенку быстрее освоить данный навык, а так же предотвратит ситуацию, в которой ребенок не реагирует на инструкции, данные ему другим учителем/логопедом/воспитателем/бабушкой - в другой ситуации.
Как только ребенок научился узнавать один-два предмета на карточках, срочно начинайте работать над выполнением инструкций с этими предметами, над их различием в доме у бабушки или в магазине, и над раскрашиванием рисунков с их изображением (или любым другим способом для обобщения). Это поможет ребенку быстрее освоить данный навык, а так же предотвратит ситуацию, в которой ребенок не реагирует на инструкции, данные ему другим учителем/логопедом/воспитателем/бабушкой - в другой ситуации.
Все эти ситуации, описанные здесь, естественно не являют собой единственные преграды, которые мешают ребенку продвигаться. Есть еще много разных проблем. Но предотвращение этих ситуаций зависит именно от нас, а не от обучаемых нами аутят. Поэтому, очень важно продумывать заранее те методы обучения, которые мы используем, и не видеть в них конечную цель, а лишь инструмент для временного использования.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.