Многие дети с ранним детским аутизмом испытывают трудности в ситуациях, связанных с переходами от одной деятельности к другой. Это может выражаться истерикой с криками и плачем, бросанием на пол, а иногда и с агрессией по отношению к другим или себе.
Например, при переодевании - ребенок испачкал одежду, и мама хочет переодеть его. Ребенок не соглашается снимать испачканную одежду, начинает кричать, убегать. И когда, с боем, маме все- таки удается снять одежду - приходит вторая стадия истерики - теперь уже по поводу одевания чистой одежды.
Еще пример. Каждое утро родители отвозят ребенка в садик. И каждое утро, по дороге к машине, ребенок орет благим матом ( и к нему присоединяются невыспавшиеся соседи). Но как
только садится в машину, сразу умолкает, начинает улыбаться и радоваться жизни. Таких примеров могут быть тысячи. Дети с аутизмом могут впадать в беспокойство или истерики начиная от малейших изменений в окружающей среде (мама причесалась не так, как обычно), и, заканчивая одним конкретным случаем (ребенок реагирует так только на определенное изменение - на светофоре поменялся зеленый свет на красный).
только садится в машину, сразу умолкает, начинает улыбаться и радоваться жизни. Таких примеров могут быть тысячи. Дети с аутизмом могут впадать в беспокойство или истерики начиная от малейших изменений в окружающей среде (мама причесалась не так, как обычно), и, заканчивая одним конкретным случаем (ребенок реагирует так только на определенное изменение - на светофоре поменялся зеленый свет на красный).
Эти ситуации, прежде всего, ставят в неловкое положение самих родителей. В крайнем случае, такое поведение ребенка может привести к тому, что родители стараются как можно меньше выходить из дома и оставлять ребенка в привычной ему, устойчивой и постоянной среде.
Кроме того, в таких ситуациях "проигрывает" сам ребенок - он лишается возможности научиться необходимым навыкам. Такое поведение делает невозможным интеграцию в нормативной среде, отдаляет от него как сверстников, так и взрослых, и может привести к полному отчуждению.
Как обычно, прежде чем приступать к решению проблему, стоит попытаться и понять почему она происходит (или, говоря поведенческим языком - какие факторы в окружающей среде вызывают или усиливают данное поведение).
Прежде всего, на ум приходит обсессивное поведение, на основании которого и ставится сам диагноз "Аутизм", РДА, ЗПР, и другие. Однако, прежде чем начать лечение рисполептом, или другими психотропами, следует проверить - возможно, причина вовсе в понимании речи. Ребенок, который не понимает, что ему говорят - вполне может потерять уверенность и испугаться, если его куда-нибудь тащат. Иногда родителям кажется, что ребенок прекрасно знает, куда идет, и что нужно делать, но на самом деле, мы не можем прочитать его мысли и знания. Кроме того, мышление людей с аутизмом отличается от мышления "ЛТНС", и возможно, будущие события, которые произойдут через несколько секунд, на связанны с событиями, которые происходили вчера в подобной ситуации.
Поэтому, давайте подстрахуемся и начнем использовать доступные нам инструменты. Можно использовать визуальные материалы - картинки, или напечатанные слова. Эти стимулы, в отличие от слова, которое "вылетает как воробей" - можно оставить постоянно. Например, перед выходом из дома, показать ребенку картинку того места, куда вы его ведете. Кроме этого, можно взять эту картинку с собой, и показывать ее ребенку через короткие промежутки времени. Точно также и с одеждой - можно заранее показать ребенку одежду, которую он оденет, потом обратить его внимание на испачканную одежду. Потом подождать несколько минут. Потом опять показать чистую одежду и обратить внимание на грязь, и только потом начинать переодевание.
Дополнительный способ уменьшить сопротивление к изменениям в окружающей среде - это выбор. В ситуациях, когда ребенок не хочет делать что-то, как переодеваться, делать уроки, идти на прогулку, можно предложить ребенку выбрать между двумя-тремя опциями ("Какую хочешь рубашку - синюю или белую?", "Какие хочешь выполнять задания - по языку или по математике?", "Куда хочешь пойти погулять - в парк или во двор?"). Желательно, опять-таки, сопровождать речь визуальными стимулами (картинками или напечатанными словами). Это может облегчить саму возможность выбора "из двух зол" - легче указать на картинку/слово/предмет, чем сказать словами.
И последнее. Чем больше у ребенка есть возможностей приспособиться к изменениям в окружающей среде, тем быстрее он научится это делать. Поэтому, чем раньше начать работу над гибкостью мышления и приспособлением к изменениям, тем больше вероятность, что ребенок научится справляться со своими страхами, и приобретет дополнительные навыки, которые ему в этом помогут.
9 коммент.:
очень интересный пост, Юлия!
но вот что делать, когда такая проблема возникает только тогда, когда заканчивается самое любимое занятие(например просмотр мультиков)? не хочется лишать ребенка этого удовольствия совсем.
пробуем все: карточки с картинками для других занятий, любимые игрушки, лакомства, музыку...
Можно сделать из этого отдельное упражнение, не связанное с обычным просмотром мультиков, для того, что бы не лишать ребенка убовольствия.
Во время урока сказать ему, что сейчас будем включать и выключать мультики. После этого, посадить его перед телевизором, желательно даже за столом, за которым вы занимаетесь - так ему будет понятнее, что сейчас не перемена, а продолжается урок. Еще раз предупредить, что будете включать и выключать мультики.
Для начала поставьте мультик, который ему не особенно нравится. Включите, посчитайте до 10-ти и выключите. Скорее всего ребенок останется спокойным, т.к. это не его любимый мультик. Обязательно похвалите, и дайте поощрение. Повторите эту процедуру еще 2-3 раза с этим мультиком, потом поменяйте на другой неинтересный мультик и повторите 2-3 раза. После этого поставьте мультик, который более интересен ребенку, и еще раз повторите. И потом уже поставьте самый интересный мультик и повторите процедуру несколько раз.
Работайте таким образом каждый день, пока ребенок не будет реагировать спокойно на то, что вы выключаете любимый мультик.
И уже после этого, работайте над обобщением в повседневной жизни.
спасибо, будем пробовать!
У сына возникла проблема с переходом через дорогу. Останавливаемся и отказываемся переходить, иногда , если я начинаю настаивать, беру за руку, начинает сопротивляться, ложась прямо на тротуар. Даже не очень понятно, что его пугает (или привлекает-завораживает): смена сигнала светофора, едущие машины или еще что-то. Как преодолеть эти переходы?
Можно начать с того, чтобы выбрать какую-нибудь безопасную дорожку / тропинку, и начать тренировать переход через эту тропинку. Желательно, чтобы эта тропинка была в тихом и безопасном месте, без светофоров.
С помощью физической подсказки помочь ребенку перейти тропинку, и дать поощрение за то, что спокойно переходит. Когда ребенок научится переходить треопинку без физической подсказки, держа вас за руку, можно перейти к переходам более широкой дороги, но по-прежнему в тихом месте. Если ребенок спокойно переходит - поощрять. Постепенно переходить в более шумные места и на широкие дороги, пока ребенок не научится переходить и большую дорогу с светофором спокойно.
здрасти. мальчику 5 с половиной. не жует и по дороге в садик (на машине с детьми) он постоянно кречит. эти крики стали часть появляться в садике и в доме. как помочь ребенку? cgfcb,j
Пробовали вы использовать те инструменты которые описаны в статье? Если да - то опишите что и как вы делали, сколько времени, и каковы результаты.
здрасти. спасибо за ответ. пробовали многое. в основном что присаживаюсь к нему и обьясняю что это не приятно. и прошу его обьяснить почему он кричит. это уже 2 года. дома этого меньше, чем на улице в обществе или в садике и в машине. но! когда мы едим в другой город в автобусе этого нет. наооборот рассказывает все что видит. даже с шоферами здоровается через окно. в основном прошу его обьяснить причину крика. не жует и не разу не жувал. что делать? спасибо
Во-первых, проблемы с жеванием не связаны с проблемами переходов. На тему проблем с питанием есть другие статьи:
http://autism-aba.blogspot.com/2011/02/1.html
Во-вторых, проблемы с жеванием могут возникнуть по различным причинам, возможно физиологическим, и нет единого лекарства / инструмента, который помогает излечить все проблемы. Для того, чтобы вы знали что нужно делать, требуется оценка навыка, анализ факторов в окружающей среде, и разработка соответствующего протокола. Это дело не 5-ти минут, и ему не место в комментариях в блоге.
В-третьих, в статье о переходах описаны методы использования визуальных вспомогательных материалов и предоставление выбора. Но в статье не отмечено, что после криков ребенку нужно объяснять словами что это неприятно, и распрашивать его о причинах. Эти методы своей эффективности не доказали, и ваш случай - этому дополнительный пример.
Отсюда - попробуйте использовать визуальные материалы и выбор, в течение 2-3х недель, и после этого поделитесь результатом, если он будет.
Успехов!
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.