Прежде чем начать вводить визуальное расписание, в котором обозначены действия, которые ребенок должен делать самостоятельно, следует удостоверится, что у ребенка присутствуют необходимые начальные навыки:
- Ребенок различает картинки на общем фоне
- Ребенок умеет сопоставлять идентичные предметы
- Ребенок умеет сопоставлять предметы с картинками
- Ребенок позволяет дотрагиваться к себе и применять физические подсказки
Присутствие данных навыков делает возможным обучение ориентироваться на визуальное расписание. Если данные навыки отсутствуют - следует обучать каждый из них по отдельности, как отдельное упражнение, еще до того, как вводится визуальное расписание.
Различение картинки на общем фоне
Следует подготовить 10 картинок или наклеек, с изображениями знакомых ребенку предметов. Данные картинки следует разместить на однотонных страницах папки, по одной на каждой странице. Однако, местоположение каждой из картинок на каждом листе должно быть разным. Например, одна картинка ровно в центре странице, на следующей странице картинка расположена в верхнем левом углу, на следующей - внизу, по центру, и т.д.
В процессе обучения следует сесть возле ребенка, открыть папку и дать инструкцию: "Покажи на картинку" или "Где картинка?". Наименовать изображенный предмет на картинке необязательно.
Ребенок должен дотронуться до картинки либо всей рукой, либо указательным пальцем.
Данные о реакциях ребенка можно записывать в таблицу*:
Если ребенок может различить 8 из 10-ти картинок, то можно считать, что он уже приобрел этот навык.
Если ребенок затрудняется указывать на картинку, то данный навык можно обучить с помощью подсказок и поощрений.
Сопоставление идентичных предметов
Следует подготовить 10 пар одинаковых предметов. В процессе упражнения нужно положить перед ребенком 5 предметов на стол, и попросить его на них посмотреть. После этого взять дополнительный предмет, который является идентичным с одним из предметов, лежащих на столе, и спросить ребенка: "Где такой же?". Ребенок должен указать каким-либо образом на такой же предмет (показать пальцем, дотронуться, протянуть или взять).
Данные о реакциях ребенка можно записывать в таблицу:
Если ребенок может сопоставить 8 из 10-ти предметов, то можно считать, что он уже приобрел этот навык.
Если ребенок затрудняется сопоставлять предметы, то данный навык можно обучить с помощью подсказок и поощрений.
Сопоставление предметов с картинками
Следует подготовить 5 картинок / фотографий, которые будут изображать знакомые ребенку предметы, и разместить эти картинке по одной на странице в папке. Соответствующие предметы следует разложить перед ребенком.
В процессе обучения следует сесть возле ребенка, открыть папку и дать инструкцию: "Покажи на картинку" или "Где картинка?". После того, как ребенок укажет на картинку, следует дать инструкцию: "Возьми такой же!". Ребенок должен выбрать соответствующий предмет. Если ребенок выбрал предмет правильно - следует дать ему поощрение.
На следующем этапе ребенок должен сначала показать пальцем, а потом выбрать соответствующий предмет в течение 5-ти секунд после инструкции. Если ребенок не выполняет данную инструкцию в течение 5-ти секунд - следует отметить "-".
Если ребенок выполняет менее, чем 3 из 5-ти правильных реакций, следует использовать папку для обучения данного навыка, и обучать с помощью подсказок и поощрений. После того, как ребенок научится правильно реагировать без подсказок, следует обобщить данный навык, и использовать другие предметы и карточки.
Спокойное восприятие прикосновений
Многи аутичные дети испытывают дискомфорт когда к ним прикасаются другие люди, включая родителей. Данная ситуация может вызвать негативизм, избегание контакта, или даже истерику, и существенно осложнит процесс обучения.
Если ребенок противится и испытывает дискомфорт в то время, когда к нему прикасается взрослый, следует занятся поиском тех сенсорных ощущений, которые будут приятны ребенку - щекотка, массаж, подбрасывание вверх, кувырки и т.д, следует начать именнос этого физического контакта. Постепенно увеличивать продолжительность физического контакта, и использовать физические прикосновения при дополнительных возмозностях. Например, ребенок любит спрыгивать со ступенек лестницы и вы его ловите. В то время, когда он взбирается на ступеньки, поддерживайте его, как будто вы помогаете ему взбираться.
Также можно использовать поощрения, и давать их ребенку если он спокойно сидел в то время, когда вы держали его за руку.
Постепенно увеличивайте продолжительность прикосновений, и разнообразную силу и место для прикосновения.
Обучение вышеперечисленным навыкам еще до начала обучения использовать визуальное расписание может существенно облегчить последующий процесс, и сделать его более эффективным.
*Таблицы для записи можно бесплатно скачать здесь, здесь и здесь. При загрузке страницы нужно зайти как гость (Login as a guest)
Дополнительные статьи на данную тему:
- Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 1
- Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 3
- Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 4
- Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 5
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.