Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть третья).



наглядные материалыУстановление визуальных параметров

Что это такое?

Установление параметров включает в себя использование визуальных наглядных материалов для установления четких границ предметов или деятельности, а также для сообщения об ожидаемом от ребенка поведении, таком как ожидание.


Для чего это нужно?

Установление визуальных параметров может помочь в пояснении границ, которые являются частью определенной деятельности, и которые могут казаться неясными для вашего ребенка. Вот некоторые примеры ситуаций, где может использоваться данная методика. Сообщение о физических границах определенного пространства или вида деятельности, а также, например, использование знака «стоп», чтобы отметить, в каком месте ребенок должен остановиться во дворе. Демонстрация того, сколько раз определенный объект или деятельность будут доступными сегодня прежде, чем доступ к ним прекратится до завтрашнего дня. Например, поместите изображение «Недоступен» на компьютер, когда не время играть на компьютере. Или разместите 3 фотографии пакетиков сока на холодильник и удаляйте или закрывайте их по одному после выдачи очередного пакетика сока. Изображение необходимости ждать чего-то, что в настоящий момент недоступно, но станет доступным в ближайшее время, например, путем предоставления карточки «ожидания» вместе с таймером.

Как научить ребенка этим пользоваться?

Начните обучение ребенка использованию этих наглядных материалов в ситуациях, которые имеют четкие, определенные, краткие параметры. Как ваш ребенок научится хорошо понимать эти наглядные материалы, постепенно увеличивайте их использование в более долгосрочных мероприятиях с более абстрактными параметрами.

Примеры:

Физические границы: Разместите визуальные наглядные материалы на физические границы, которые уже определены (например, двери), и ссылайтесь на них при соблюдении правил. Например, когда ваш ребенок останавливается в дверях, укажите на знак остановки и скажите: «Стоп». Похвалите или подкрепите его за соблюдение этого параметра. После того как вы обучили ребенка этому понятию, можно использовать те же визуальные материалы во время других видов деятельности или в других местах, где также необходима подобная граница, но она не так очевидна, например, знак «Стоп» на детской площадке.

Ограничение доступности: Определите, сколько раз либо на какой срок определенный объект или вид деятельности будет доступен. Укажите это при помощи наглядных материалов, например, используя 3 фотографии пакетика сока на холодильнике, чтобы показать, что в день разрешается взять 3 пакета с соком. После того как объект был использован, или указанная деятельность была совершена, произошедшее изменение демонстрируют при помощи наглядных материалов, например, вычеркивая или удаляя одну из фотографий пакетиков сока.

Ожидание: Начните с предоставления символа «подожди» в течение очень короткого периода времени до того момента, когда ваш ребенок сможет получить доступ к желаемому предмету или деятельности. Можно использовать символ «подожди» в паре с таймером. Добейтесь от ребенка обмена карточки ожидания на доступ к желаемому объекту или деятельности. Например, когда ваш ребенок просит перекусить, дайте ему карточку «подожди», установите таймер на 10 секунд, а затем поощрите его за ожидание и обменяйте карточку ожидания на еду.

Постепенно увеличивайте продолжительность времени или количество ситуаций, в которых ваш ребенок должен подождать получения доступа к определенным предметам или видам деятельности.

Что делать, если возникает проблематичное поведение?

Если нежелательное поведение возникает, вводите установление параметров в менее трудных ситуациях и начинайте с простых ожиданий. Если проблематичное поведение все же происходит, оставайтесь последовательными в установлении параметров. Сосредоточьтесь на поощрении соблюдения любых аспектов установленных параметров, а не на проблематичном поведении.

Использование наглядных материалов может помочь вам и вашему ребенку с расстройствами аутистического спектра общаться и управлять повседневной деятельностью положительным образом.



Источник: http://www.autismspeaks.org/science/resources-programs/autism-treatment-network/tools-you-can-use/visual-supports

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.