Дифференциальное усиление



DRO
Дифференциальное усиление представляет собой структурированную версию стратегии «улавливания» эпизодов желательного поведения у ребенка. То есть, вместо того, чтобы наказывать детей за «плохое поведение» в целях уменьшить его проявление, взрослые избавляются от него, используя положительное усиление структурированным образом. В зависимости от выбранной процедуры, происходит дифференциальное усиление (поощрение при определенных обстоятельствах) [1] уменьшения частоты проявления нежелательного поведения (DRL), [2] отсутствия нежелательного поведения в течение определенного промежутка времени (DRO) или [3] замещения нежелательного поведения более приемлемой формой желательного поведения (DRI). Данные подходы положительны по своей сути, поскольку их смысл состоит в поиске способов использования поощрений с целью мотивировать ребенка к тому, чтобы он вел себя лучше (вместо того, чтобы наказывать его за текущее поведение). Несмотря на то, что наказание и ослабление можно комбинировать с данными процедурами для создания более мощной программы изменения поведения, процедуры дифференциального усиления часто используются без процедур ослабления.


Дифференциальное усиление несовместимого поведения (DRI)

Как и в случае с DRL и DRO, методика DRI позволяет использовать положительную стратегию для уменьшения проявления нежелательного поведения. В случае с DRI производится усиление (поощрение) поведения, которое препятствует проявлению нежелательного поведения.

В рамках данной процедуры происходит поощрение такого поведения, которое невозможно продуцировать одновременно с нежелательным поведением. Если есть возможность способствования проявлению «хорошего» поведения, оно будет препятствовать проявлению «плохого поведения». Вместо наказания за «плохое» поведение, взрослый, работающий с ребенком, пытается «превратить плохое поведение в хорошее» путем поощрения заранее определенных форм поведения, препятствующих продуцированию ребенком нежелательных действий. В этом и заключается основная разница между DRO и DRI: в рамках процедуры DRO целью является отсутствие проявления какого бы то ни было «плохого» поведения на протяжении определенного промежутка времени, в то время как при DRI задачей является замещение нежелательного поведения новой формой поведения.

Таким образом, если принимается решение об использовании процедур DRI, необходимо задуматься о том, какое поведение невозможно продуцировать одновременно с нежелательными действиями. Затем происходит побуждение и усиление нового поведения, что тем самым предотвращает возникновение старого поведения.

Зачастую «новое» поведение представляет собой поведение, прямо противоположное тому, которое необходимо уменьшить. Например, какое поведение является противоположностью «неспособности сидеть на месте»? Правильно, поведение «сидения/усидчивости на месте». Вместо того, чтобы наказывать ребенка за то, что он не сидит на своем месте, поведение учащегося усиливается, когда он сидит на своем месте (мы по-прежнему можем реализовывать процедуры ослабления, когда ребенок не сидит на месте, но, по крайней мере, в дополнение к этому мы пользуемся положительными методиками изменения поведения).

Замещающее поведение может варьироваться в зависимости от вида деятельности. К примеру, если задачей является удержать ребенка от царапания собственного лица, можно поощрять его за то, что он «держит свои руки в карманах», когда он взаимодействует с другими людьми, и усиливать его поведение «неприкосновения к лицу» в ходе работы над академическими заданиями.

Дифференциальное усиление снижения частоты реакции (DRL)

DRL представляет собой относительно простую процедуру. Для начала необходимо посчитать, сколько раз в минуту / в час / в день / в определенный промежуток времени ребенок проявляет нежелательное поведение. Проведите такой сбор данных как минимум несколько раз, для того чтобы получить репрезентативную информацию для расчета среднего количества эпизодов возникновения проблематичного поведения. Инструктору следует проинформировать ребенка о том, что ему будет предоставляться положительное усиление (награда), если за определенный промежуток времени количество эпизодов проблематичного поведения будет на один эпизод меньше, чем среднестатистический показатель. Когда ребенок справляется с поставленной задачей, необходимо продолжать понижать допустимое число эпизодов поведения до тех пор, пока оно не достигнет приемлемого уровня.

Например, учитель говорит учащемуся в своем классе, что он посчитал, какое количество раз конкретный ученик выкрикивает ответ, не подняв руку, за определенный промежуток времени (к примеру, 6 раз). Затем он сообщает, какое поощрение ученик получит, если за тот же промежуток времени он выкрикнет ответ без поднятой руки 5 раз (потому что 5 раз – это лучше, чем 6).

После этого, несмотря на то, что ученик, по сути, по-прежнему проявляет нежелательное поведение, учитель хвалит его и признает его старания, если ребенок справляется с поставленной задачей, а также поощряет его к дальнейшим усилиям. Три дня спустя учитель сокращает лимит до 4 ответов без поднятой руки. Еще через два дня – до трех, и т.п. Ребенок продолжает демонстрировать успех.

Возможные вариации:
Можно давать ребенку поощряющий бонус за «перевыполнение» плана по сокращению лимита допустимого числа реакций (например, проявление поведения 6 раз при лимите 9 эпизодов). Кроме того, оговорите условие, при котором выхождение за рамки установленного лимита приводит к «штрафу».

Дифференциальное усиление отсутствия нежелательного поведения (DRO)

Одна из техник прикладного анализа поведения, зарекомендовавшая себя как эффективная в уменьшении частых, серьезных проблематичных или повторяющихся поведений, известна как дифференциальное усиление отсутствия нежелательного поведения (DRO). DRO – это техника, которая предполагает поощрение учащегося, если он НЕ проявляет нежелательного поведения в течение определенного промежутка времени. То есть, производится дифференциальное усиление (поощрение при определенных условиях) отсутствия поведения в заданном периоде времени. Данный подход относится к положительным стратегиям, поскольку поведение учащегося либо усиливается, либо игнорируется. Применение наказания в рамках данного метода не предусматривается. Несмотря на то, что традиционная форма DRO требует коэффициента соотношения количества преподавателей к количеству учеников, равного 1:1, с присутствием независимых наблюдателей для сбора данных, можно легко модифицировать данный подход, для того чтобы иметь возможность использовать его в условиях школьных классов или в домашней среде. Ниже представлены этапы модификации DRO для этих целей.

Как использовать DRO?

1. Определите нежелательное поведение, используя очень конкретные термины и характеристики, поддающиеся наблюдению. Убедитесь в том, что ваше определение настолько точное, что другие люди, прочитав его, смогут наблюдать именно за этим же поведением.

2. Проведите сбор данных о частоте возникновения поведения. Выясните, как часто поведение происходит в минуту / в час / за урок и т.п.

3. Данный интервал (см. пункт 2) представляет собой промежуток времени, в течение которого учащийся должен сдерживать нежелательное поведение для того, чтобы получить поощрение. В течение этого времени учащиеся должны принимать участие в обычной, повседневной деятельности. Если помимо словесной похвалы в данной процедуре задействованы другие поощрения, убедитесь в том, что вы всякий раз проговариваете учащемуся причину, по которой он получает данное поощрение.

4. Если поведение возникает в заданный промежуток времени, скажите учащемуся, что отсчет времени интервала начинается сначала. Если учащийся еще слишком мал или имеет нарушения когнитивных навыков, сдержите нежелательное поведение (например, удержите его голову в одном положении, если он бьется головой; зафиксируйте его руки, если он хлопает в ладоши, и т.п.) на две-четыре секунды и скажите: «Не ____ (суть поведения)». Или же в период сдерживания поведения также можно указать на поведение, которое вы бы хотели увидеть (например, «Сиди спокойно», «Ручки на коленях», «Тихо»). После того, как вы отпускаете ребенка, снова начните отсчет времени заданного интервала (или же дайте текущему интервалу закончиться, не предоставляя ребенку поощрения).

5. Вернитесь к пункту 2, чтобы пронаблюдать за прогрессом учащегося и определить продолжительность временных интервалов на следующий день.

Обратите внимание, что первые один или два дня поведение может возникать несколько чаще. Впоследствии частота его проявления резко снизится. В среднем, ежедневно интервалы сокращаются вдвое. Поведение, как правило, исчезает на третьей неделе реализации данной процедуры. Кроме того, инструкторам необходимо сократить время обучения в самом начале данной программы для того, чтобы справиться с нежелательным поведением, однако, учебный план можно будет наверстать по мере продвижения по программе.


Почему процедуры дифференциального усиления не всегда срабатывают, несмотря на использование поощрений?

1. Поощрения не обладают усиливающими и поощряющими характеристиками:
- учащийся не стремится их получить;
- коэффициент соотношения заданий/требований к поощрению слишком высокий;
- произошло «насыщение» (ученику надоело данное поощрение).
Есть смысл обеспечить себя аналогом «шведского стола» для поощрений, чтобы у учащегося была возможность самостоятельно выбрать такое поощрение, которое интересует его в данный момент времени (например, обмен баллов или жетонов на предметы или привилегии различной «стоимости»).

2. Непостоянное или непоследовательное предоставление поощрения:
- забывчивость
- неспособность реализовать процедуру усиления из-за напряженного графика
Если инструктор не придерживается своей части договора, то почему учащийся будет стараться выполнить все его условия? Нельзя допускать непредсказуемости в действиях инструктора. Он должен последовательно усиливать желаемое поведение.

3. Учащийся неспособен продуцировать альтернативное/желательное поведение
- он не готов к нему с точки зрения своего развития или в виду физических данных
- поведение является слишком сложным для уровня понимания и умений конкретного ребенка

4. Поощрения были устранены слишком быстро
Избегайте слишком скорого повышения коэффициента соотношения «работа-поощрение». Используйте постоянно собираемые вами данные, чтобы определить корректный временной интервал. Не сокращайте лимит в рамках DRL слишком быстро.

5. Поощрения были устранены слишком медленно
Некоторым учащимся требуется некоторый «вызов» для проявления своих способностей. Данная проблема может возникнуть, когда двое детей одновременно проходят обучение с использованием более короткого интервала из двух, определенных для этих детей.

6. Содействие обобщению для различных условий окружающей среды не производилось
Важно помогать детям в проявлении желательного поведения в условиях изменяющихся обстоятельств (таких, как члены персонала, время суток, класс и т.п.), таким образом, желательное поведение будет наблюдаться у ребенка за пределами привычной окружающей среды и в различное время дня.



Источник: http://www.behavioradvisor.com/DRintro.html

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.