В своей работе 1965 года ученые Ayllon и Azrin описали свой опыт организации жетонной системы поощрения в государственном госпитале штата Иллинойс для лиц с психическими расстройствами. Позже Ayllon и Azrin более подробно рассмотрели данную тему в своей книге «Жетонная система поощрения: система мотивации для терапии и реабилитации» (1968). С тех пор использование жетонной системы поощрений получило широкое распространение. Практически повсеместно она применяется в условиях классов начальных школ, специальных образовательных учреждений, приютах и интернатах, а также в психиатрических госпиталях. По мере того, как поведенческие аналитики продолжали оттачивать методы организации жетонной системы поощрений и ее клиническое применение, они обратили внимание на некоторые преимущества жетонной системы поощрений по сравнению с другими процедурами, основанными на предоставлении усиления. Жетоны удобны в использовании, поскольку их можно предоставлять ребенку часто и без отрыва от текущей деятельности, а также обменивать собранные жетоны на поощрение в более удобное время (например, Hupp, Reitman, Northup, O'Callaghan и Leblanc, 2002). Кроме того, жетоны можно выдавать ребенку в рамках намного более плотного режима усиления, в отличие от первичных поощрений, поскольку их не используют и не употребляют в пищу, таким образом, вероятность насыщения поощрением в случае жетонной системы поощрений намного ниже. Это может повысить шанс того, что у ребенка сформируется значительная депривация в отношении как минимум одного из поощрений, чтобы с его помощью можно было мотивировать желательные поведения (Skinner, 1953, стр. 77).
Учитывая все потенциальные преимущества, неудивительно, что жетонные системы поощрений нашли широкое применение. Тем не менее, распространение жетонных систем также вызвало и некоторые сложности. Инструкторы, которые не имеют достаточного опыта и умений в области организации обусловливания и формирования жетонов в качестве условных поощрений для ребенка, часто безуспешно пытаются применять жетонные системы поощрений в работе со своими клиентами. Они относятся к тем процедурам прикладного анализа поведения, которые очень легко реализовать несоответствующим образом.
Зачастую поведенческие аналитики вынуждены сталкиваться с необходимостью «исправить» или «отладить» жетонную систему поощрений, когда в работе с ней возникают какие-либо трудности. В случае, когда встает вопрос о решении проблем жетонных систем поощрений, в первую очередь необходимо учесть наиболее распространенные нюансы, характерные для всех протоколов обучения, основанных на усилении. Важно операционным образом определить обусловленные трехкомпонентные последовательности, включая поведение/поведения, продуцирования которых необходимо добиться, а также режим передачи жетонов. В некоторых случаях реорганизация определений и правил для передачи жетонов оказывается достаточной для того, чтобы наладить работу неэффективной жетонной системы поощрений. Однако иногда может возникнуть необходимость в дальнейшем ужесточении требований к точности процедур (например, часто стоит обеспечить мгновенное предоставление жетонов, обусловленное проявлением целевого поведения) и к объективности измерения поведения. Далее мы также рассмотрим и другие сложности, которые являются индивидуальными для жетонных систем поощрений.
Жетоны представляют собой осязаемые материальные предметы или символы, предоставление которых обусловлено проявлением целевого поведения, и которые впоследствии обмениваются на поощрения. Важнейшим первым шагом является выбор стимула, который будет выступать в качестве жетонов, для каждого конкретного учащегося. Многие виды стимулов (например, монеты, фишки, наклейки, марки, баллы) потенциально могут выполнять функцию жетонов, однако выбор таких стимулов не должен осуществляться произвольно или же в интересах удобства инструктора. Факторы, которые должны учитываться, включают в себя возраст, навыки, предпочтения и опыт конкретного ребенка, а также такие факторы, как возможность мгновенной и частой передачи стимула непосредственно после проявления ребенком целевого поведения в типичной обучающей среде, и другие нюансы. Важные соображения в отношении выбора жетонов описываются в книге Cooper, Heron, & Heward, 2007, стр. 562.
Для того чтобы изменить поведение, жетоны должны функционировать в качестве обобщенных условных поощрений. В случае некоторых учащихся выражения словесного правила может оказаться достаточно для того, чтобы придать жетонам поощряющие характеристики, однако многим детям со значительным отставанием речевых и академических навыков может потребоваться специфическая подготовка для того, чтобы сформировать из жетонов условное поощрение. К сожалению, эта важнейшая начальная подготовка зачастую упускается из виду специалистами.
К счастью, обширное исследование с участием людей и животных продемонстрировало, что жетоны можно эффективно обусловить в качестве поощрения при помощи процедур систематического парирования стимулов (к примеру, Foster, Hackenberg, & Vayida, 2001). Инструктору следует подготовить первичную обучающую сессию с использованием жетонов путем определения простой, дискретной реакции, которая уже присутствует в репертуаре у учащегося, а также обеспечить себе доступ к некоторому запасу жетонов и последующих материальных поощрений, но так, чтобы они располагались за пределами доступности для ребенка. В ходе каждого обучающего блока в рамках одной сессии инструктор должен давать подсказку или побуждать у ребенка выбранную целевую реакцию и давать ему жетон (в сочетании с краткой похвалой) немедленно после того, как возникает реакция. Затем инструктор должен вытянуть руку ладонью вверх и, если необходимо, дать ребенку подсказку к тому, чтобы он вложил жетон в руку инструктора. Затем инструктор должен немедленно дать учащемуся последующее поощрение (или предоставить возможность выбора между различными последующими поощрениями, если учащийся обладает подобным навыком); то есть, первоначальный режим усиления должен выглядеть как усиление с постоянным соотношением, где соотношение реакций равняется 1 к 1 (FR1) (учащемуся нужно заработать лишь один жетон, чтобы получить возможность доступа к последующему поощрению). Данные процедуры должны повторяться до тех пор, пока учащийся не научится стабильно обменивать жетоны на последующее поощрение после того, как заработает 2 жетона, затем 3, 4 и т.п. Это очень важный момент, который помогает приучить ребенка к задержке предоставления доступа к поощрению, что представляет собой еще одно преимущество эффективной жетонной системы поощрения.
Вопросы, связанные с отложенными во времени поощрениями
Для того чтобы жетоны функционировали в качестве обобщенных условных поощрений, они должны обмениваться на разнообразные последующие поощрения, такие как материальные объекты, деятельность или привилегии (Kazdin, 2001). Как и в рамках любой системы усиления, необходимо постоянно проводить оценку предпочтений с целью определить высоко предпочитаемые предметы или виды деятельности, на которые можно будет обменивать жетоны, тем самым увеличивая вероятность того, что перечень последующих поощрений будет содержать такие предметы или виды деятельности, которые действительно усиливают целевые формы поведения (Drabman & Tucker, 1974).
Стоит воспринимать жетонные системы поощрения как системы, состоящие из двух отдельных режимов усиления, каждый из которых должен быть внимательнейшим образом рассмотрен и продуман. Режим продуцирования относится к количеству эпизодов целевого поведения, которые должны возникнуть, чтобы ребенок смог получить один жетон. То есть, как уже указывалось ранее, количество жетонов, которое необходимо заработать, чтобы иметь возможность обменять их на последующее поощрение, называется коэффициентом соотношения реакций или режимом обмена. Нередко можно встретить жетонные системы поощрений с несколькими режимами продуцирования и обмена для различных поведений. Соотнесение таких режимов со сложностью целевых поведений и/или потенциалом последующего поощрения может оказаться эффективной стратегией в случае учащихся, которые уже способны различать множество обусловленных последовательностей, тем не менее, такая сложная система зачастую бывает непродуктивной при работе с учащимися младшего возраста или учащимися с умеренными или серьезными препятствиями для обучения. В таких случаях, как правило, существует возможность повышения эффективности жетонной системы поощрения путем упрощения режимов усиления, например, используя одинаковый режим продуцирования и обмена для всех целевых поведений, по крайней мере, в первое время. Затем режимы можно постепенно адаптировать и подстраивать в соответствии со скоростью прогресса учащегося в обучении каждому отдельном целевому поведению, а также в приучении к отложенному во времени доступу к последующим поощрениям.
Когда жетонная система поощрения не работает, возможно, следует проверить коэффициент соотношения реакций для обмена. Распространенной ошибкой является слишком быстрое или не постепенное повышение коэффициента соотношения, а также слишком длительная задержка во времени того момента, когда учащийся сможет обменять собранные жетоны на поощрение. Это может привести к тому, что жетоны утратят свои поощряющие характеристики. Уменьшение коэффициента соотношения реакций таким образом, чтобы жетоны чаще сочетались в паре с последующим поощрением, может решить данную проблему.
Еще одной распространенной ошибкой является отсутствие четкого понимания и определения того, какие именно последующие поощрения будут доступны учащимся для обмена на собранные жетоны, и в каком объеме они будут доступны. Инструктор в таком случае вынужден договариваться о том, какое поощрение получит учащийся, в момент передачи этого поощрения. Лучше заранее определить несколько возможных поощрений и дать учащемуся понять, какие именно поощрения будут доступны, до того, как он соберет необходимое количество жетонов.
Читателям, заинтересованным в этих и других аспектах жетонной системы поощрений, рекомендуем обратиться к работе Hackenberg (2009).
Поговорим о стоимости реакции и лишении премии.
Стоимость реакции в форме лишения жетонов, обусловленного возникновением нежелательного поведения, может быть эффективной процедурой уменьшения проблематичного поведения. Например, учащийся может начать свой день с получения некоторого числа жетонов, а инструктор наделяется полномочиями отнимать определенное количество жетонов при проявлении поведения, которое необходимо уменьшить (например, Musser, Bray, Kehle, & Jenson, 2001). Как и в случае других процедур ослабления/наказания, удаление жетонов может побудить нежелательные реакции у ребенка (Boerke & Reitman, 2011). Кроме того, после того, как все жетоны утрачены, у учащегося исчезает возможность получить доступ к последующим поощрениям, и инструктор в такой ситуации зачастую теряет эффективный инструмент регулирования проблематичного поведения. По этим и другим причинам, процедуры стоимости реакции и лишения премии следует применять в рамках жетонной системы поощрений только после внимательной оценки возможных альтернативных решений, и только в сочетании с процедурами, которые обеспечивают достаточное усиление надлежащего адаптивного поведения.
Выводы
Как и в случае многих процедур прикладного анализа поведения, жетонная система поощрений на первый взгляд может показаться простой, однако даже незначительные детали имеют большое значение для ее успешности. Процедуры, описанные учеными Ayllon и Azrin в 1965 году стали предметом многочисленных исследований и доработок. Ознакомление с такой литературой помогает профессиональным поведенческим аналитикам предоставлять своим клиентам более качественные услуги.
Источник: Association of Professional Behavior Analysts - APBA, Issue # 44 - May/June 2013
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.