ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA

Манд или такт? Научно-обоснованное решение.


обучение манд и такт
В области поведенческой терапии существует множество профессиональных публикаций, посвященных важности 1) использования соответствующей терминологии в АВА-терапии, 2) правдивого и точного описания процедур, и 3) оценки научных исследований в ракурсе характеристик конкретного ребенка и целевых навыков. Однако существует еще один важный вопрос, связанный с разработкой и реализацией АВА-программ, вокруг которого часто возникают некоторые разногласия: «На чем в ABA-терапии для детей с аутизмом лучше сначала делать акцент: на обращении с просьбами или на наименовании объектов (манд и такт)?». Попробуем рассмотреть данный вопрос в вышеуказанном ракурсе.


Соответствующая терминология.

Поведенческие аналитики, которые выступают за более широкое использование терминологии вербального поведения в поведенческой терапии, многое сделали для специалистов данной отрасли для того, чтобы они начали пользоваться точной терминологией. Выражаясь непрофессиональным языков, манд - это когда ребенок просит или требует чего-либо, а такт - это когда ребенок называет название чего-либо. В поведенческой терминологии, манд представляет собой вербальную реакцию, которая контролируется побуждающими условиями. Такт – это вербальная реакция, которая контролируется невербальными определенными стимулами, такими как предмет или свойство предмета (см. Peterson, 1978).

Точное описание процедур.

Вопрос, задаваемый многими специалистами, заключается в следующем: на чем при работе с аутичными детьми изначально лучше делать акцент: на манд-реакциях или на такт-реакциях? В исследованиях, которые пытались дать ответ на данный вопрос, использовалось несколько различных процедур. Для начала важно разобраться, не приводит ли используемая процедура к необъективным результатам. Кроме того, поскольку конечной целью является обучение аутичных детей как реакциям манд, так и реакциям такт, неправильно беспокоиться лишь о том, какая из процедур приведет к наиболее быстрому овладению целевыми навыками. Мы должны разобраться, обучаются ли дети навыкам манд и такт быстрее, если на одном из целевых навыков сделан больший акцент.

Оценка исследований в свете характеристик конкретного ребенка и целевых навыков, которым вы бы хотели этого ребенка обучить.

Первоначальный вопрос: «Что лучше ...» является слишком упрощенным. Исследования показывают, что при принятии решения о том, на каких навыках в программе обучения стоит сделать акцент, должны быть приняты во внимание различные характеристики ребенка и проблемы формирования навыков у этого ребенка.

Вот некоторые из исследований, в которых ученые попытались ответить на поставленный нами вопрос.

Холл (1987) - доказал, что обучение реакциям такт НЕ приводит к самопроизвольному появлению реакций манд; в исследовании приняли участие двое глухих детей с нарушениями развития и низким уровнем поведения манд.

Арнтцен (2002) - обнаружил, что обучение реакциям такт привело к более медленному овладению навыками, чем в условиях чередующихся обучающих блоков по навыкам манд и такт. Однако в сессиях обучения исключительно такт-реакций была снижена интенсивность усиления, чтобы соответствовать режиму усиления в альтернативных сессиях попеременного обучения манд и такт. Это несколько искажает результаты, потому что одним из практических сильных сторон обучения такт-реакциям является то, что специалисты, как правило, могут обеспечить более интенсивный режим усиления. В исследовании приняли участие трое детей с аутизмом, и были использованы различные объекты, изображения и буквы.

Уоллес (2006) - обнаружил важное различие, которое заключалось в том, что высоко предпочитаемые объекты, обученные в качестве такт-реакций, намного быстрее переходили в манд-реакции, по сравнению с низко предпочитаемыми объектами. В исследовании приняли участие трое взрослых с умственной отсталостью, у которых наблюдался низкий уровень поведения манд.

Келли (2007) – обнаружил на примере одного ребенка с аутизмом, что больше реакций, первоначально обученных как такт, переходят в манд (2 из 3), и меньше реакций, первоначально обученных как манд, переходят в реакции такт (1 из 5). У двух других детей с более легкими нарушениями (общая задержка речи и апраксия) переход навыков осуществлялся легче, вне зависимости от того, какой из целевых навыков обучался сначала.

Основываясь на нашем предварительном исследовании, какие вопросы следует задавать при принятии решения об очередности и интенсивности обучения навыкам манд и такт в рамках АВА-программы?

1. У ребенка наблюдается низкая интенсивность поведения манд.

Если да, то акцент на манд-реакциях имеет смысл. В действительности, обращение с просьбой – это такой навык, которому дети с аутизмом зачастую не обучаются самостоятельно, даже если они знают наименования предметов.

Если нет, тогда есть смысл сделать акцент на реакциях такт. Исследования показывают, что дети чаще обобщают такт реакции, которые впоследствии переходят в реакции манд (по крайней мере, это справедливо для наиболее предпочитаемых элементов), а не наоборот.

2. Ребенок быстро обучается наименованиям новых предметов в ходе манд-тренинга.

Если да, то акцент необходимо сделать на репертуаре манд.

Если нет, тогда, вероятно, есть смысл уделить время обучению наименований предметов в качестве такт-реакций. Обучение манд-реакциям ограничено эффектом насыщения (когда ребенок перестает быть заинтересованным в определенном объекте во время сессии обучения), а обучение такт-реакций можно проводить чаще и с различными поощрениями.

3. Существует большое количество реакций манд, которым необходимо обучить.

Если да, то скорость обретения навыков может повыситься при помощи обучения наименований некоторых предметов в качестве реакций такт, поскольку, опять-таки, подобные наименования с большей вероятностью впоследствии перейдут в репертуар манд.

4. Существуют ли такие реакции манд, которые трудно практиковать из-за ограничений во времени или каких-либо других факторов?

Обучение с использованием некоторых наиболее предпочитаемых ребенком объектов или событий может занять много времени (например, обучение ребенка «на улице»). Кроме того, существуют такие объекты и виды деятельности, к которым вы бы не хотели предоставлять ребенку частый доступ во время обучения манд-реакциям (например, наименования различных сладостей). Некоторые дети, испытывающие трудности с вербальными навыками, не всегда охотно мирятся с попытками формировать произносимые ими звуки, когда они просят о наиболее желаемых ими объектах. Во всех этих случаях, такт-тренинг может помочь обучить ребенка наименованиям предметов в рамках реакций такт, которые, как показывают исследования, с большей вероятностью в будущем перейдут в реакции манд.

Истинная индивидуализация АВА-программы ребенка включает в себя огромный объем работы. Она предполагает внимательнейшее изучение всех особенностей конкретного ребенка, а также учет всех вышеописанных факторов.



Источник: http://www.lovaas.com/blog/archives/52-Mands-vs.-Tacts-Evidence-based-Decisions.html

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.