ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Этика в Прикладном Анализе Поведения. Уникальность этических принципов.

Уникальность этических принципов ABA
Практика поведенческого анализа существенно отличается от профессиональной практики в других дисциплинах. Поведенческий анализ является единственным в своем роде социальным сервисом, построенном на научной основе и предполагающий постоянное продвижение со ступени на ступень.



Это возможно благодаря тому, что  в противовес обычному социологическому или психологическому исследованию, где предполагается наличие контрольной и экспериментальной групп, методология основана на индивидуальном подходе в исследованиях, где каждый индивидуум служит контрольной группой для самого себя. В исследованиях на практике это означает, что данные, собранные для каждого пациента, а также любые вмешательства в его жизнь являются валидными и применимыми только для этого человека. Эта стратегия поддерживается в процессе применения терапии: каждый клиент оценивается индивидуально, к каждому клиенту применяется индивидуальный подход в соответствии с наблюдаемым поведением, а также во время работы с клиентом постоянно происходит оценка эффективности вмешательства до тех пор, пока работа не будет завершена.

К тому же, в области поведенческого анализа существует большое разнообразие клиентов  с разными уровнями развития навыков:
От испытывающих явные затруднения в психическом и физическом развитии  до высоко-функциональных людей с расстройствами развития, а также включая детей и взрослых без патологий развития, работодателей, рабочих, поведенческих специалистов, и так далее.
Для каждого и этих людей поведенческий аналитик должен выбрать функциональные цели и эффективные методы их достижения, на индивидуальной основе.

Дисциплина Прикладного Анализа Поведения - это относительно молодая дисциплина. Начало АВА как отдельной научной и практической сферы относится к 1968-му году. И с тех пор дисциплина продолжает свое развитие, и совершаются все новые и новые открытия в области концепций и поведенческих методологий. Существует, возможно, сотня специализированных журналов, которые публикуют исследования в различных областях поведенческого анализа. Поведенческий аналитик должен идти в ногу со временем и постоянно следить за последними разработками в профессиональной сфере, чтобы соответствовать ожиданиям социума и поддерживать высокий уровень компетенции.

В дополнение к методологическим исследованиям, существует обязательная научная база для терапии. Поведенческие аналитики требуют от себя самих и своих коллег дополнять свою практику процедурами, которые предварительно были применены в лаборатории или в других контролируемых условиях, и только в том случае, если их эффективность была доказана на практике. Более того, все процедуры, использующиеся в терапии, должны быть основаны на данных, собранных в процессе вмешательства. Несмотря на то, что «научно-обоснованное лечение» в последнее время в области медицины и психологии стало лишь громкой фразой, для поведенческого анализа это является стандартной процедурой на протяжении более чем 50-ти лет. Чтобы новая процедура вошла в реестр доступных для использования протоколов, исследования этой процедуры должны соответствовать строгим стандартам экспертной оценки.
Существует определённая градация, в соответствии с которой выдвигаются требования для применения каждого протокола к каждому отдельно взятому клиенту. При просмотре литературы не обязательно сразу найдётся процедура, подходящая клиенту по возрасту или другим характеристикам; с другой стороны может найтись программа, выглядящая идеальной на первый взгляд. И в том и в другом случае, как правило, некоторые черты программы должны быть изменены. Например, разновидность процедуры усиления или режим усиления.

Другой аспект, делающий поведенческий анализ уникальным – это то, что в значительной степени лечение проводится полупрофессионалами под супервизией сертифицированного специалиста. Например, для решения поведенческих проблем специалисты BCBA работают с няньками и сиделками, родителями, учителями и другими людьми. ВСВА ответственны за определение тяжести заболевания, сбор начальных данных, проведение сопутствующих работ и за выполнение функциональной оценки. Компетентные специалисты определяют функцию поведения, создают поведенческий план, который  реализуется в работе с клиентом и проводят обучение и тренинг терапевтечиской команды, который включает в себя демонстрацию процедуры, описание процедуры, и предоставление обратной связи. Поведенческий аналитик и в этом случае связан этическими нормами; если он недостаточно тщательно проведёт тренинг терапевтической команды или позволит неквалифицированному специалисту использовать процедуры АВА, это будет неэффективно и неэтично.

Обычно практика психолога проводится в клинических условиях, один на один с пациентами, которые решили пройти лечение. Когда сеанс заканчивается, пациент покидает клинику самостоятельно и едет домой или на работу. В поведенческом анализе же работа проводится в том месте, где происходит целевое поведение. Наши клиенты обычно направлены на лечение кем-то ещё, и часто поведение может быть достаточно тяжёлым, так что, скорее всего, клиент будет постоянно находиться под наблюдением или проживать в специальном учреждении. Обычно в лечении присутствует комбинация работы в реальных условиях, работы с тяжелыми формами поведения. Это и делает поведенческий анализ уникальным и также создаёт специфичные этические проблемы.
  • Во-первых, поскольку человек обычно направляется на лечение кем-то другим, мы должны особенно тщательно следить за соблюдением прав клиента. Мы должны убедиться, что клиент не был к нам направлен только для удобства его окружения. Это может случиться, например, в интернате, где обслуживающий персонал может перенаправить клиента в другое подразделение из-за криков или склонности к убеганию. Поведенческий аналитик должен быть осторожным, уважать права клиента, направленного к нему. Он также должен учитывать, что клиент может кричать и плакать или пытаться сбежать из-за ненадлежащего обращения. Неэтично будет просто написать программу для подавления нежелательного поведения.
  • Во-вторых, работа с профессионалами персоналом и администрацией может создать иные этические дилеммы. Особое обращение с клиентом должно осуществляться таким образом, чтобы не унижать клиента посредством использования навязчивых систем наблюдения или методов сбора данных. Однако, тем не менее, собранные данные должны быть точными и надежными. Следование этому правилу ежедневно может быть затруднительным для поведенческого аналитика. 

Наконец, поведенческий аналитик обычно работают с уязвимыми людьми, которые зачастую неспособны защитить себя от вреда. В отличие от пациентов клиник, которые после часового приёма возвращаются домой, наши клиенты обычно не могут говорить или самостоятельно покинуть интернат. Поведенческий специалист должен делать всё возможное для того, чтобы убедиться в том, что права клиента соблюдаются в процессе вмешательства. Например, 25-ти летний не говорящий человек с задержкой в развитии и нежелательным поведением всё ещё имеет право на личную жизнь, право на уважение и сохранение достоинства, а также право на эффективное и качественное лечение. Чтобы остановить нежелательное поведение, нельзя просто изолировать человека от общества или напичкать таблетками. Исследование поведения и, в то же время, защита прав клиента – это непростая задача, но именно этого требует этический кодекс. Несмотря на то, что в этом примере мы рассматриваем человека, поведение которого следует уменьшить или прекратить, поведенческий аналитик также должен определить, насколько большой должна быть независимость клиента, чтобы предвосхитить возникновение новых видов нежелательного поведения. Человек, о котором мы говорили выше, мог кричать, например, из-за боли, или же его крик мог означать, что он хочет пить или нуждается во внимании. Поведенческий аналитик должен произвести функциональную оценку поведения и определить его возможные причины, чтобы затем разработать подходящий план вмешательства, например, обучение клиента безопасному способу говорить о своих нуждах персоналу. Очевидно, что подобное вмешательство более этично, чем использование наказаний для снижения частоты нежелательного поведения.
Поведенческие аналитики обычно работают не только с тяжелыми формами нежелательного поведения, но и с комплексным нежелательным поведением. Во время работы мы предполагаем, что наблюдаемое нами поведение имеет простую основу, и мы считаем, что функциональная оценка поможет нам получить информацию, необходимую для разработки подходящего лечения. Однако разработка плана лечения может включать в себя миллиарды различных факторов, которые сложно учесть полностью. Тяжелые формы нежелательного поведения могли быть сформированы в далеком прошлом, однако в настоящем это поведение может поддерживаться рядом совершенно других условий, (в частности повышенным вниманием со стороны персонала). В некоторых случаях эпизоды представления обусловленных усилителей или усиление, происходящее в переменном режиме, поддерживают нежелательное поведение. Побуждающие операции могут поддерживать мотивацию клиента на протяжении промежутка времени длиною в годы. Также могут существовать определённые стимулы и случайные события, которые запускают проблематичное поведение. Поведенческий аналитик должен изучить все эти особенности и определить, какие из них наиболее важны в разработке процесса реабилитации.
Один из признаков сохранился в поведенческом анализе с самого начала: восприятие роли последствий в модификации поведения. Сначала, несмотря на то, что многие профессии были сосредоточены на консультировании или «речевой терапии» и ставили целью изменить восприятие пациентов или их чувства, в рамках «поведенческой модификации» делался большой упор на последствия, зачастую аверсивные (неприятные). В сочетании с отсутствием чётких этических руководств это привело к ряду трагических случаев, запятнавших эту область  науки и создавших репутацию, которую было почти невозможно исправить. Многие подвижки в этическом контроле поведенческого анализа произошли именно в ту эпоху.
Аверсивные (неприятные) последствия были признаны «карательными» процедурами и рекомендовались к использованию только после того, как были опробованы процедуры усиления. Также если принималось решение к использованию аверсивных процедур, клиент или его представители должны  были дать разрешение на их применение. Наряду с использованием аверсивных стимулов, в программу коррекции вносились рекомендации по использованию усиления альтернативных видов поведения. Очевидно, что работа поведенческих аналитиков не ограничивается на изменении последствий. Использование положительных усилителей должно быть разумным, чтобы правило об эффективном лечении могло быть соблюдено.
Поведенческий анализ может принести огромную пользу как непосредственно клиентам, так и обществу в целом, посредством анализа комплекса проблематичных поведений, нахождения подходящих и гуманных решений, разработки рабочих программ. Также поведенческий анализ может заверить наименее строгие, наиболее эффективные и научно обоснованные процедуры поведенческого вмешательства, применимые даже в условиях ограниченных ресурсов. Основной целью разработки этических норм и правил в Прикладном Поведенческом Анализе является необходимость убедиться в том, что результат достигается с соблюдением прав клиента в каждый момент времени.





0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.