Этапы функциональной оценки поведения.



этапы оценки поведения
Некоторые специалисты в области ABA не всегда умеют разбивать сложную, наполненную профессиональной лексикой терминологию на более простые понятия, и объяснять поведение таким образом, чтобы занятая мама троих детей или уставший после рабочей недели учитель 2-го сумели бы применить методы АВА на практике. Специалистам необходимо задуматься о том, что большая часть рекомендаций, которые они пишут или произносят вслух, будет реализовываться кем-то другим. Можно потратить часы на написание наиболее эффективной, научно-обоснованной программы вмешательства, но если в итоге члены семьи или учителя окажутся не в состоянии осуществить такое вмешательство, то какой в этом смысл?


Частью обязанностей специалиста в области АВА является обучение и подготовка людей на таком уровне, который делает процедуры прикладного анализа поведения легкими для понимания и реализации. Это является частью оказания эффективных терапевтических услуг. Функциональная оценка поведения (FBA) представляет собой поведенческо-аналитический инструмент, о котором и пойдет речь в данной публикации (функциональный анализ поведения является более комплексным и сложным способом определения функции поведения посредством манипулирования факторами окружающей среды; полный функциональный анализ поведения всегда проводится опытным АВА-специалистом). Все люди, задействованные в процессе ухода и в обучении аутичного ребенка должны быть знакомы с понятием функциональной оценки поведения.

Функциональная оценка поведения - это инструмент, используемый для определения функции поведения и последующей разработки вмешательства на основании этой функции. Эта публикация носит ознакомительный характер, и если у вас возникают серьезные поведенческие проблемы с вашим ребенком или учеником, рекомендуем Вам связаться с BCBA и провести полную и всеобъемлющую функциональную оценку поведения этого ребенка, а также разработать профессиональную программу поведенческого вмешательства.
Чтобы понять, что такое функциональная оценка поведения, сначала необходимо дать определение понятию «поведение». Поведение – это нечто, что организм делает в ответ на стимул. Проще говоря, поведение является наблюдаемой деятельностью. Согласно этому определению, говорение является поведением, а мышление – нет, поскольку мы не можем наблюдать за чьими-либо мыслями.

Любое поведение происходит по какой-либо причине, и цель FBA заключается в выявлении этой причины. Как только причина обнаружена, можно приступать к разработке вмешательства, или плана дальнейших действий. Потребность в функциональной оценке поведения возникает каждый раз, когда требуется уменьшение какого-либо поведения.

Специалистам в области АВА часто задают вопрос: «Должен ли я провести функциональную оценку поведения для того, чтобы вмешиваться в поведение?». Ответ - нет, вы не должны. Однако люди, работающие с проблемным поведением у детей должны понимать, что без проведения FBA и определения тех факторов, которые это поведение поддерживают, они могут только угадывать. А затем на основании таких догадок построить программу вмешательства.

Кроме того, исследования показали, что, когда люди осуществляют вмешательство в поведение без предварительного проведения FBA, они, как правило, склонны делать акцент на ослаблении или наказании. Другими словами, родители или профессионалы сосредотачиваются лишь на прекращении поведения, однако не уделяют должного внимания обучению альтернативному, замещающему поведению. Реальный пример из жизни, с которым в своей практике сталкивался, наверно, каждый специалист,  это мама или папа аутичного ребенка, которым не нравится то, что их ребенок проявляет аутостимулирующее поведение, например, засовывает пальцы себе в рот. Каждый раз, когда родители видят такое поведение, они силой вытаскивают пальцы ребенка изо рта. В данной стратегии не хватает обучения ребенка тому поведению, которое бы родители хотели увидеть вместо засовывания пальцев в рот.

Функциональная оценка поведения проводится для того, чтобы уменьшить или погасить проблематичное поведение. К проблематичному поведению принято относить агрессию, истерики, непослушание, аутоагрессию, побеги, ругательства, прогулы в школе и т.п. При идеальном стечении обстоятельств, в такой ситуации весь процесс функционального анализа поведения должен проводить сертифицированный поведенческий терапевт. Однако в некоторых школьных округах или семьях нет возможности нанять на работу BCBA, или же ребенок может жить в районе, в котором таких специалистов просто нет. В случае если у вас по каким-либо причинам нет прямого доступа к профессиональным поведенческим терапевтам, информация, изложенная в данной публикации, поможет каждому человеку разобраться в основных этапах проведения FBA.

Функциональная оценка поведения имеет 3 основных этапа:
- Сбор информации, консультация
- Прямое наблюдение, разработка гипотезы
- Создание плана действий, консультация

Этап 1: 

Существует множество способов сбора информации о ребенке, его проблемах поведения, об окружающей среде и возможных функциях поведения. Как правило, специалисты проводят 1-2 интервью с родителями (или учителями, если запрос о FBA был сделан школой), просматривают записи ребенка (образовательные документы, Индивидуальный План Обучения (ИПО), последние заключения психолога, врача и т.д.), а также собирают информацию от родителей о возможных вариантах замещающего альтернативного поведения.

Важно задействовать родителей в каждом этапе FBA, так как это помогает убедиться в том, что родители являются активными участниками вмешательства. Цель на данном этапе заключается в сборе информации о проблематичном поведении, когда оно возникает, как долго длится, как оно выглядит, наблюдалось ли ухудшение в недавнее время, что обычно его запускает, и как родители реагируют на проблемное поведение у ребенка. Стоит спросить о том, какие стратегии родители уже испробовали в попытках прекратить нежелательное поведение.

Этап 2: 

Следующим шагом является непосредственное наблюдение за проявлением у ребенка нежелательного поведения. Иногда это может оказаться трудной задачей. Поскольку специалист, осуществляющий оценку, как правило, незнаком ребенку, и у ребенка нет опыта усиления нежелательного поведения этим специалистом, часто случается так, что во время наблюдения ребенок не проявляет никаких проблем поведения, чем вызывает недоумение у своих родителей. Если же все таки есть возможность пронаблюдать за проблематичным поведением ребенка, необходимо обратить особое внимание на предшествующие факторы и последствия такого поведения. Если же нежелательное поведение не возникает, вы можете осуществить непосредственные пробы. Например, если родители говорят, что у ребенка случаются истерики каждый раз, когда они его купают, тогда можно попросить родителей искупать его в вашем присутствии. Однако если речь идет о потенциально небезопасных ситуациях, например, когда родители говорят, что после слова «Нет» ребенок начинает биться головой, то искусственно воссоздавать такие ситуации будет неэтично. В подобном случае можно либо запланировать большее количество визитов для наблюдения, либо попросить родителей записать на видео это поведение, когда оно возникнет в следующий раз.

На данном этапе профессионал уже должен обладать некоторыми гипотезами в отношении проблематичного поведения, которые основываются на наблюдении и собранных данных.

Существует 4 основных функции проблематичного поведения: получение внимания или желаемого объекта, автоматическое усиление (сенсорика), избегание или уклонение от требования и выражение индивидуумом своих желаний или потребностей. Часто поведение выполняет несколько функций, тем не менее, как правило, существует основная функция (первичная) и второстепенная (вторичная).

Этап 3: 

После завершения функциональной оценки поведения следующим шагом является разработка поведенческого плана.

Поведенческий план – это «план действий», или вмешательство, которое позволит уменьшить или устранить проблемы поведения. Обычно план по сокращению проблемного поведения составляет 50% программы вмешательства, а другие 50% программы отводится на обучение альтернативному поведению. Другими словами, когда ребенок перестанет проявлять проблемное поведение, какого поведения вы ждете от него взамен? Вмешательства, которые разрабатываются, должны быть напрямую связаны с функцией проблемного поведения. Если ребенок кричит, чтобы получить сенсорные ощущения, то игнорирование его криков станет не лучшим выбором для программы вмешательства. Лучшим выбором будет, например, научить ребенка петь песни, что удовлетворит его потребность в получении сенсорных ощущений.

На этапе 3 также необходимо проведение консультаций, поскольку очень важно привлекать родителей к разработке поведенческих планов и формированию замещающих поведений. Если родители чувствуют себя неуверенно по отношению к предложенному вами вмешательству, то необходимо выяснить, почему так происходит. С чем именно не соглашаются один или оба родителя? Например, некоторые родители не хотят использовать процедуры гашения, не всегда понимая разницу между гашением и игнорированием. В любом случае, если родители принципиально не согласны на какие-либо пункты программы вмешательства, ее необходимо переписать. Поведение ребенка все равно улучшится, просто это, возможно, займет больше времени.


Подсказка: Реализация функциональной оценки поведения и разработка программы вмешательства может оказаться очень сложным процессом. Не стоит отчаиваться, если обучение данному навыку потребует много времени и неоднократных попыток. В Интернете и в книгах существует огромное количество информации, которая может дать некоторое представление о проектировании FBA, но это всего лишь примеры. Все дети уникальны, и поведенческий план, который работал для одного ребенка, совершенно необязательно сработает для другого.


Источник: http://www.iloveaba.com/2012/02/everyday-fba.html

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.