ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Реляционные фреймы. И как с этим жить?

Теория реляционных фреймов (Relational frame theory, RFT) уже несколько десятков лет будоражит умы поведенческих аналитиков. Начиная с того, что сообщество поведенческих специалистов в середине 80-х годов разделилось на две половины (сторонники вербально-поведенческого подхода на основе теории Скиннера и сторонники пост-скиннеровских теорий - эквивалентности стимула и реляционной теории фреймов), и заканчивая современной тенденцией к объединению и применению этих "новомодных" теорий в ежедневной практике. Однако, если знания о составляющих компонентах речи - вербальных оперантах, описанных Скиннером в книге "Вербальное поведение" (1957), прочно сидят в умах поведенческих специалистов (даже прочнее, чем таблица умножения), то понимание того, что такое "реляционный фрейм" по-прежнему, не так часто встречается.
     Формальным определением реляционного фрейма является следующее: "Реляционный фрейм - совокупность произвольно применимых реляционных ответов связанных индивидуально и контекстуально" (Hayes, Barnes-Holmes, & Roche, 2001). Но понять смысл данного высказывания без дополнительных пояснений практически невозможно. Следовательно, начнем с самого начала:
"Реляционный фрейм" - это поведение. Более того, это оперантное поведение, которое формируется у человека в онтогенезе. Данное поведение относится к классу реакций высшего порядка. Другими словами, это не одна конкретная реакция (как например, открыть дверь, или ответить на вопрос "Как тебя зовут?"), а это класс реакций, которые могут проявляться в разной форме. Данное поведение является приватным поведением. Другими словами, момент возникновения этого поведения или продолжительность этого поведения не может наблюдать другой человек. Это поведение доступно для наблюдения только самому субъекту. Это поведение заключается в воссоздании связей между различными речевыми понятиями. И эти связи могут быть разными - может происходить сравнение, может происходить противопоставление, может происходить исключение, и т.п. Точно также, как в имитации, мы говорим о том, что имитация - это не только повторение конкретных действий (мы показываем ребенку движение "хлопать в ладоши", и он хлопает в ладоши), а способность ребенка повторять любое моторное действие, так и "реляционный фрейм" - это способность. Способность к воссозданию связей между разными стимулами и понятиями.
     Определяющей характеристикой реляционного фрейма является производное реагирование. Другими словами, способность делать выводы или умозаключения.

  • Например, если нам показывают два объекта, например, два незнакомых нам фрукта, и говорят, что первый из них "кислый", то мы можем сделать вывод о том, что второй из них "сладкий", хотя нам никто об этом не сказал (взаимная обусловленность стимула).
  • А если нам покажут третий фрукт, и скажут, что он самый сладкий, то мы сможем сделать умозаключение, что второй фрукт является более кислым, чем третий, и что первый фрукт - "самый кислый" (комбинаторная обусловленность стимула).
  • А если нам скажут, что, чем кислее фрукт, тем он полезнее, то мы тут же придем к выводу, что третий фрукт является наименее полезным из всех (трансформация функции стимулов). Более того, такое "умозаключение" также может привести к тому, что мы будем страдать, но есть самый кислый фрукт, пытаясь получить из него максимум витаминов, а также рекомендовать его всем нашим знакомым, как "самый полезный".

     Итак, "реляционный фрейм" - это способность воссоздать связи между разными стимулами/событиями/понятиями и сделать вывод/умозаключение в отношении этих связей. Одно из наиболее распространенных критических высказываний сторонников теории реляционных фреймов в отношении практики сторонников вербально-поведенческого подхода, работающих на основе теории Скиннера, является то, что такой подход часто приводит к "механическому реагированию". Другими словами, ребенок с нарушениями развития речи может научиться отвечать на вопросы о категории предмета, или о его функции, но скорее всего не сможет "придумать" новую функцию для известного предмета, или причислить его к другой категории, если мы его этому не научим. Данное "заучивание" каждой категории или функции существенным образом затрудняет процесс обучения, и ограничивает продвижение ребенка в приобретении речевых навыков. Речь продолжает характеризоваться шаблонными ответами на вопросы, ребенок затрудняется в "понимании" абстрактных понятий и высказываний, не понимает прочитанное, не осваивает математические навыки.
     Сторонники реляционной теории фреймов предлагают новый подход. Учитывая то, что "реляционный фрейм" - это поведение, хорошие новости заключаются в том, что этому поведению можно научить. Внедряя в процесс развития речи "формирование фреймов" и используя специфические стратегии, поведенческие специалисты могут научить ребенка с нарушением развития речи "производному реагированию". Другими словами, научить ребенка "понимать" абстрактные речевые  понятия и делать соответствующие умозаключения.

Продолжение следует...

*Hayes S.C, Barnes-Holmes D, Roche B, editors. Relational frame theory: A post-Skinnerian account of human language and cognition. New York: Kluwer Academic/Plenum; 2001.
*Skinner B.F. Verbal behavior. New York: Appleton-Century-Crofts; 1957. 

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.