ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Прорыв в развитии речи: формирование "генерирующих" навыков

      Не фреймом единым жив поведенческий аналитик :-) Несмотря на то, что наш разговор о реляционных фреймах еще не закончен, важно понимать, что развитие "производного реагирования", т.е. способности делать выводы и умозаключения у детей с РАС не может осуществляться из воздуха. У ребенка должны формироваться ключевые навыки, которые являются фундаментом и генерируют, т.е. ускоряют процесс формирования более комплексных навыков.
      Замечательный Марк Сандберг, автор инструмента VB-MAPP (который используется для оценки речевых навыков у детей с РАС, и разработки поведенческих программ), в своем вебинаре указал те самые вехи развития, отметив достижение которых мы можем увидеть, как приобретение речевых навыков ребенком начинает набирать обороты. У детей с РАС часто наблюдается относительно медленный прогресс в формировании спонтанной "экспрессивной" речи, несмотря на то, что ребенок хорошо справляется с заданиями на различение, сопоставление и имитацию.
         Марк Сандберг указывает, на развитии каких сфер нужно сконцентрировать работу в первую очередь, чтобы ускорить процесс развития речи у ребенка с РАС.
      Те специалисты, которые знакомы со структурой VB-MAPP, могут на данной форме распознать о каких именно вехах развития идет речь.

     Я же хочу, в первую очередь, сосредоточиться на вехах развития первого уровня, которые относительно редко достигаются при применении АВА-программ, даже при интенсивном вмешательстве:

  • 1. 10 различных просьб без подсказок (Манд - 5-М). Часто детям с РАС вводят систему альтернативной коммуникации - PECS или жесты. Но, к сожалению, редко доводят использование этой системы до нужного уровня. Ребенок может научиться просить карточками 3-4 предмета, часто эти просьбы ограничены тренировкой только на занятиях (а дома ребенок совсем карточками не пользуется), ребенка могут научить составлять фразу, и на этом обычно обучение заканчивается. Или ребенку пытаются ввести жесты, он изучает 3-4 жеста, и потом начинает их путать. Обучение на этой путанице обычно заканчивается. А если у ребенка есть способность повторять слова, то, бывает, что его вообще не учат просить, и основной ресурс вкладывается в наименование стимулов и ответы на вопросы. Очень жаль! Потому что, не достигнув этих самых "10 разных просьб без подсказок", мы быстро приходим к "границе возможностей ребенка". Обучение дальше не идет. Ребенок научается различать сколько-то карточек, называть сколько-то предметов, и отвечать на несколько вопросов, а дальше - ничего не получается, и требуются очень интенсивные тренировки, чтобы отработать каждый новый стимул. Для того, чтобы достичь этой вехи развития необходимо:
  • - Помнить о том, насколько она важна.
  • - Последовательно работать над введением новых просьб. Мотивация ребенка может меняться, но это не говорит о том, что его не нужно учить просить. В данном случае, придется часто проводить оценку предпочтений, возможно чаще подготавливать материалы, но, при этом, интенсивность работы над развитием навыка просьбы (манд-реакций) снижать ни в коем случае нельзя.
  • - Тщательно отслеживать эффективность обучения и процесс редукции подсказок. Если у ребенка пока не проявляются спонтанные просьбы, это не потому, что "у него совсем нет интереса", а потому, что мы неправильно тренируем, или недостаточно интенсивно. 
  • 2. Ребенок спонтанно следует за сверстниками или имитирует их действия (Социальные навыки - 5-м). Давайте честно ответим на вопрос! Сколько внимания в типичной АВА-программе уделяется развитию навыков социального взаимодействия у ребенка с РАС? Правильно! 0-1%. Разумеется, это не потому, что мы считаем, что развивать социальные навыки не нужно. А потому, что условия, скорее всего, этого не позволяют. У ребенка индивидуальное занятие с педагогом, откуда же сверстника взять? А если ребенок в инклюзии - то может быть такая ситуация, что никто его там не учит следовать за сверстниками. У ребенка может не быть тьютора, или тьютор будет занят другим - коррекцией проблемного поведения ребенка, или формированием академических навыков. Но! По словам д-ра Марка Сандберга (а ему в этом вопросе можно доверять, он самый лучший!) без развития этой вехи мы не сможем прийти к развитию речи у ребенка. Следовательно, если мы "хотим речь", значит нам нужно поискать возможности для обучения ребенка общению со сверстниками. Возможно, нам нужно будет начать посещать группу дневного пребывания, и удостовериться, что там, в группе, работа будет вестись именно над этой целью. Возможно, нам нужно будет приводить ребенка своих знакомых на занятие к АВА-педагогу, или приглашать сверстника к себе домой. Разумеется, это не должно быть одноразовым мероприятием. Подобные встречи должны осуществляться на постоянной основе, взрослый должен присутствовать на встрече, и именно ОБУЧАТЬ детей взаимодействовать (применяя подсказки и поощрения, воссоздавая возможности для тренировки), а не надеясь, что обучение произойдет само по себе.
  • 3. Ребенок спонтанно произносит 15 целых слов или фраз, с соответствующей интонацией и ритмом (Спонтанные вокализации - 5-М). Здесь речь идет не только о просьбах. Ребенок может спонтанно комментировать, отвечать на вопросы или задавать вопросы. Например, если ребенок спрашивает: "Где папа?", то это будет засчитано за одну реакцию. А если ребенок скажет: "Ав-ав ам" ("Собачка кушает"), то это не засчитывается, т.к. ребенок не использует полные названия объектов или действий. А как подсчитать данное поведение у ребенка, у которого нет вокальной речи? Мы посмотрим, насколько бегло он пользуется той системой коммуникации, которая ему введена. Умеет ли он показывать жесты четко? Умеет ли он жестом прокомментировать событие? Насколько бегло развит этот навык? То же самое и с системой PECS - пользуется ли ребенок ею в повседневной жизни? Нужно ли специальным образом воссоздавать условия, чтобы ребенок воспользовался карточкой? Насколько быстрыми являются реакции ребенка? 

       Если мы наблюдаем, что у ребенка лишь ограниченный запас слов (жестов/карточек), и он пользуется ими только в отдельных ситуациях, то сколько бы мы не работали над расширением словарного запаса, имитацией моделей из кубиков или сортировкой по категориям, вряд ли мы увидим "прорыв" в развитии речи. Есть над чем подумать!

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.