Социальные и коммуникативные навыки.
Эта область обучения является самой сложной для детей с Аутизмом. Уже само определение "Аутизм" подразумевает наличие проблем в сфере коммуникации и социализации.DSM - IV определяет Аутизм как:
"неврологическое нарушение развития характеризуемое качественными изъянами в 3-х последующих областях:
1. Социальная интеракция и взаимоотношения;
2. Словесная и не словесная коммуникация и активное воображение;
3. Стереотипное поведение и узкие области интереса.
Органический характер проблем с коммуникацией делает лечение их особенно сложным.
Очень важно на данном этапе отличать коммуникативные навыки от речевых. Часто детей с Аутизмом определяют как "не разговаривающих", и по этому существует предположение, что если их научить говорить, то все проблемы разрешатся сами собой. На самом деле, наиболее важным компонентом общения является именно коммуникация, а не разговорный язык. Приведу пример. Представьте себе, что в данный момент, волшебным образом, вы оказались в отдаленной китайской деревушке, в домашней одежде, без документов и без денег. Люди живущие в деревне не знают ни русского, ни английского, а вы не знаете китайского. Kак вы им объясните, что вы хотите пить, есть, или спать (или сходить в туалет)? Прежде всего вы должны подойти к другому человеку, привлечь его внимание, и потом, с помощью жестов и смотря в глаза объяснить ему что вы хотите. Именно это и не умеют делать дети с Аутизмом. А для того, что бы научить их делать это - нужно создать условия для увеличения мотивации к общению. Без мотивации дети с Аутизмом предпочитают делать все сами, не пользуясь помощью других, или ничего не делать. По этому задача учителей и родителей состоит в том, что бы:а. знать чего хочет ребенок (какие у него мотивационные факторы), и б. как создать условия в которых ребенок захочет обратиться к другим, что бы получить то что он хочет. По этому принципу общение прежде всего начинается с ребенка, а не с команды взрослого, как это происходит в Discrete Trial Teaching. Подходящим методом обучения для коммуникативных навыков является Incidental Teaching и Communication Temptations.
На более продвинутых этапах обучения, после того, как первичные коммуникативные навыки были приобретены, важно начать обучение социальных навыков, с помощью методов RDI, наиболее подходящих для обучения межличностных отношений.
В следующих обсуждениях будут даны определения и примеры этих методов: Incidental Teaching (IT), Communication Temptations, RDI.
3 коммент.:
Юлия, спасибо, именно социализация - это проблема, которая больше всего интересует меня.
Что Вы имеете ввиду, написав в самом начале: "Органический характер проблем с коммуникацией делает лечение их особенно сложным?" Не могли бы Вы это прокомментировать?
Заранее спасибо.
Здравствуйте Елена,
Последние исследовалия в области функций и работы головного мозга у детей а Аутизмом показывают, что так называемые "зеркальные нейроны" - , не развиты, или не достаточно активны в мозгу детей с Аутизмом. Главной функцией этих нейронов является способность "читать" и понимать намерения других людей, а также учиться с помощью подражания. Поэтому проблемы с коммуникацией и социализацией у детей с Аутизмом имеют органическую основу, т.е. врожденные нарушения функций головного мозга. Но т.к. головной мозг человека многофункционален, и имеет способность заменять функции одной части мозга другими нейронами, то с помощью занятий и тренировок можно "развить" и "натренировать" нейронные соединения до определенной степени. Другими словами, с помощью определенных методов можно научить нужным навыкам, не смотря на то что первоначально врожденные способности ребенка этого не позволяют.
Юлия Ерц
Юлия, спасибо за ответ. Правильно ли я понимаю, что термин «органическая основа», означает организм, т.е. тело? А какая же есть ещё основа, кроме органической? Может быть, я не понимаю очевидных вещей, но очень хочу разобраться!
Почему органические нарушения – обязательно значит врождённые, а не приобретённые?
Я глубоко убеждена, что все, что внешне проявляется как аутичное поведение, так или иначе имеет органическую основу. И мы одновременно лечим и тело (кто медикаментами, а кто диетой и биомедицинскими методами – здесь есть разногласия) и душу – развивающими и обучающими терапиями, любовью и терпением – слава Богу, в этом все едины.
Социализация, безусловно, самое важное, без этого ребёнок не сможет жить без нас. Буду ждать Ваших сообщений о методиках и программах!
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.