Обучение когнитивным, речевым и академическим навыком является основным объектом интереса и исследований в классическом АВА. Discrete Trial Teaching - это наиболее часто используемый метод для обучения навыков визуального восприятия (напр. складывание мозаики по определенному примеру/модели), навыков иммитирования (как речевого, так и не речевого), понимания инструкций, наименования предметов и действий, графо-моторики (рисования и письма), арифметики и чтения, понимания конкретных и абстрактных понятий и т.д. Очень часто именно Discrete Trial Teaching ассоциируется с АВА, и поэтому вся АВА-программа строится на DTT. По этому часто происходит, что на ряду с заметным продвижением в обучении определенных навыков, другие навыки не продвигаются, или же их применение становится возможным только в отдельных ситуациях, при которых затрудняется обобщение.
Благодаря популярности, многим известны состaвляющие компоненты DТТ:
Инструкция - реакция - последствие.
Например: Инструкция - мама обращается к ребенку: "Дай мне мяч!"
Реакция - ребенок дает мяч.
Последствие - мама говорит "Молодец!"
В виду того, что дети с Аутизмом затрудняются в понимании словестных инструкций, для того, что бы ребенок выполнил инструкцию правильно, используется подсказка. Это выглядит так: Инструкция - подсказка - реакция - последствие.
Например: Инструкция - мама обращается к ребенку: "Дай мне мяч!"
Подсказка - мама указывает на мяч.
Реакция - ребенок дает мяч.
Последствие - мама говорит "Молодец!"
Чаще всего под последствием подразумевают "усиление" (reinforcement), или иногда в Интернете пишут "подкрепитель". По моему мнению, термин "подкрепитель" ассоциитуется с "подкрепиться", т.е. покушать, и по этому "подкрепитель" воспринимается как съедобный. Я предпочитаю пользоваться термином "усиление"/"усилитель", т.к. он относиться к "усиливанию" реакции, а так же без "съедобной" конотации. Определение процесса "усиления" следующее: "Cтимул, который появляется после реакции, и учащает появление этой реакции в будущем, в подобном контексте".
К тому же, не всегда последствие принимает форму "усиления". В случаях, когда реакция является не правильной, последствие является процессом "погашения" (extinction) или "наказания" (punishment). Оба эти названия плохо звучат, причем на любом языке, и вызывают очень неприятные ассоциации, связанные чуть ли не с средневековой инквизицией. Но на самом деле, в них нет ничего опасного или плохого, и они проиcxодят в нашей повседневной жизни, и никто от них не страдает.
Определение "погашения" следующее: "Процесс, в котором реакция, которая в прошлом получала усиление, перестает получать его в настоящем, и по этому, в будушем, прекращает происходить, или возращается к изначальному уровню". "Наказание" это "Cтимул, который появляется после реакции, и уменьшает появление этой реакции в будущем в подобном контексте". Оба этих процесса относятся к базисным процессам обучения, и их применение используется в отношении конкретного поведения, а не ребенка. В принципе, определенный стимул получает свое название только в соответствии с его влиянием на определенную реакцию. Если реакция усилилась, значит это "усиление". Если реакция уменьшилась, значит это "наказание". Приведу пример: ребенок балуется или дерется со своим братом. Подходит мама, разнимает их и кричит на ребенка. Ребенок моментально перестает драться. Мы можем подумать, что крики мамы были "наказанием". Но если, через пять минут, он опять начинает драться с братом, и продолжает делать это при любом удобном ему случае, и каждый раз его мама на него кричит, значит крики мамы это не "наказание", а "усиление". Другой пример: ребенок нарисовал рисунок, и показал его бабушке. Бабушка потрепала его по щеке и поцеловала. Если ребенок после этого перестал показывать бабушке свои рисунки, значит "ласки" бабушки являются "наказанием" для его определенного поведения.
В обучении по методу DТТ "усилением" обычно является какой нибудь приятный стимул для ребенка, как словестное поощрение, любимая игрушка, что нибудь "вкусненькое" (сладкое, соленое, горькое, то что ребенок предпочитает. Я работала с ребенком, который любил горчицу, и терпеть не мог ничего сладкого:~), любимое занятие, и иногда даже его обсессия . Главное, что бы этот "усилитель" действительно приводил к обучению, и усиливал желательные реакции. К тому же, очень важно, что бы процесс "усиления" реакций был как можно более натуральным и подходящим к возрасту ребенка.
В дальнейших статьях будут рассмотрены дополнительные компоненты, которые делают обучение навыков с помощью DТТ наиболее эффективными.
Благодаря популярности, многим известны состaвляющие компоненты DТТ:
Инструкция - реакция - последствие.
Например: Инструкция - мама обращается к ребенку: "Дай мне мяч!"
Реакция - ребенок дает мяч.
Последствие - мама говорит "Молодец!"
В виду того, что дети с Аутизмом затрудняются в понимании словестных инструкций, для того, что бы ребенок выполнил инструкцию правильно, используется подсказка. Это выглядит так: Инструкция - подсказка - реакция - последствие.
Например: Инструкция - мама обращается к ребенку: "Дай мне мяч!"
Подсказка - мама указывает на мяч.
Реакция - ребенок дает мяч.
Последствие - мама говорит "Молодец!"
Чаще всего под последствием подразумевают "усиление" (reinforcement), или иногда в Интернете пишут "подкрепитель". По моему мнению, термин "подкрепитель" ассоциитуется с "подкрепиться", т.е. покушать, и по этому "подкрепитель" воспринимается как съедобный. Я предпочитаю пользоваться термином "усиление"/"усилитель", т.к. он относиться к "усиливанию" реакции, а так же без "съедобной" конотации. Определение процесса "усиления" следующее: "Cтимул, который появляется после реакции, и учащает появление этой реакции в будущем, в подобном контексте".
К тому же, не всегда последствие принимает форму "усиления". В случаях, когда реакция является не правильной, последствие является процессом "погашения" (extinction) или "наказания" (punishment). Оба эти названия плохо звучат, причем на любом языке, и вызывают очень неприятные ассоциации, связанные чуть ли не с средневековой инквизицией. Но на самом деле, в них нет ничего опасного или плохого, и они проиcxодят в нашей повседневной жизни, и никто от них не страдает.
Определение "погашения" следующее: "Процесс, в котором реакция, которая в прошлом получала усиление, перестает получать его в настоящем, и по этому, в будушем, прекращает происходить, или возращается к изначальному уровню". "Наказание" это "Cтимул, который появляется после реакции, и уменьшает появление этой реакции в будущем в подобном контексте". Оба этих процесса относятся к базисным процессам обучения, и их применение используется в отношении конкретного поведения, а не ребенка. В принципе, определенный стимул получает свое название только в соответствии с его влиянием на определенную реакцию. Если реакция усилилась, значит это "усиление". Если реакция уменьшилась, значит это "наказание". Приведу пример: ребенок балуется или дерется со своим братом. Подходит мама, разнимает их и кричит на ребенка. Ребенок моментально перестает драться. Мы можем подумать, что крики мамы были "наказанием". Но если, через пять минут, он опять начинает драться с братом, и продолжает делать это при любом удобном ему случае, и каждый раз его мама на него кричит, значит крики мамы это не "наказание", а "усиление". Другой пример: ребенок нарисовал рисунок, и показал его бабушке. Бабушка потрепала его по щеке и поцеловала. Если ребенок после этого перестал показывать бабушке свои рисунки, значит "ласки" бабушки являются "наказанием" для его определенного поведения.
В обучении по методу DТТ "усилением" обычно является какой нибудь приятный стимул для ребенка, как словестное поощрение, любимая игрушка, что нибудь "вкусненькое" (сладкое, соленое, горькое, то что ребенок предпочитает. Я работала с ребенком, который любил горчицу, и терпеть не мог ничего сладкого:~), любимое занятие, и иногда даже его обсессия . Главное, что бы этот "усилитель" действительно приводил к обучению, и усиливал желательные реакции. К тому же, очень важно, что бы процесс "усиления" реакций был как можно более натуральным и подходящим к возрасту ребенка.
В дальнейших статьях будут рассмотрены дополнительные компоненты, которые делают обучение навыков с помощью DТТ наиболее эффективными.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.