ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Incidental Teaching - Случайное/Эпизодическое Обучение

Случайное/Эпизодическое Обучение, иногда имеющее название "Натуральное Обучение", является одной из методик обучения в АВА, но, к сожалению, используется намного меньше чем Discrete Trial Teaching. Эта техника применяется в АВА уже более 30-ти лет. Метод обучения, в первую очередь, основан на инициативе самого ученика. Инициативные реакции появляются благодаря нахождению в обычной среде ученика мотивационных факторов, и усиливаются с достижением этих факторов. Говоря простым языком, если в среде ребенка будет много вещей, которые он любит, или в которых заинтересован, но он не может получить к ним доступ самостоятельно, то он обратится к взрослому. То что взрослый даст ему предмет, усиливает проявление инициативы в будущем, т.е. ребенок в следующий раз опять обратится к взрослому, что бы получить этот предмет.
Ключевым фактором здесь является инициатива ребенка, т.к. без нее обучение не будет эффективным.
Для обучения по методу Incidental Teaching, следует предпринять следующие шаги:
1. Создание условий, в которых окружающая среда будет насыщенна мотивационными факторами/предметами интереса ребенка.
2. Ожидание инициативы со стороны ребенка к интеракции в отношении предмета интереса.
3. Требование более продвинутого и усложненного выражения ( с помощью речи или похожего на речь).
4. Предоставление предмета интереса ребенку.
Конкретный пример:
Миша увидел яблоко. Он подошел к маме и показал пальцем на яблоко. Мама сказала "Яб-ло-ко". Миша сказал "ко". Мама дала ему яблоко.
В следующий раз:Миша увидел яблоко. Он подошел к маме и показал пальцем на яблоко и сказал "ко". Мама сказала "Яб-ло-ко". Миша сказал "я-ко". Мама дала ему яблоко.
В следующий раз: Миша увидел яблоко. Он подошел к маме и показал пальцем на яблоко и сказал "я-ко". Мама сказала "Яб-ло-ко". Миша сказал "яб-ло-ко". Мама дала ему яблоко.
На первом этапе можно положить сладости, игрушки, книжки, видео кассеты, на высокие полки, или в прозрачные но закрытые коробочки/ящики, так что бы ребенок их видел, но не мог достать. Дополнительные варианты - начать играть с любимой игрушкой ребенка, но не давать ему, или дать эту игрушку брату/сестре; спрятать несколько частей игры, без которых ее невозможно собрать; вмешаться в стереотипную игру самого ребенка; начать любимую игру/фильм, и прекратить внезапно; и т.д.
На втором этапе нужно подождать пока ребенок проявит инициативу. Инициатива может быть проявлена с помощью взгляда, жеста, указания, отдельного звука, слова или предложения.
Очень важно во время ожидания не давать никаких инструкций или подсказок для того, что бы пробудить инициативу!
На третьем этапе, после того как ребенок проявил инициативу, следует дать ему подсказку для более сложного выражения. Эту подсказку можно дать с помощью слов или другим способом (жест, написанное слово, картинка и т.д.). Если у ребенка не получается более сложное выражение - нужно дать дополнительную, более точную подсказку.
На последнем этапе нужно дать ребенку предмет его интереса. Обучение происходит, когда ребенок получил то, что просил. Даже если ребенок не сумел с точностью повторить данное выражение - взрослый должен повторить это выражение сам, и дать ребенку предмет. Нет надобности давать дополнительное поощрение, достаточно того, что ребенок получит то, что хотел. Исследования показывают, что достижение предметов интереса ребенком вследствие его инициативы является более сильным мотивационным фактором, чем поощрение, данное взрослым, вследствие выполнения инструкций. Этот метод так же позволяет достичь обобщения быстрее, чем DTT.
Дети с диагнозом Аутизм обычно очень затрудняются в проявлении инициативы. Исследования, проведенные среди детей с обычным развитием, показывают, что количество проявлений инициативы среди обычных детей может достигать 124 раз в час, в то время как диапазон проявлений инициативы для детей с Аутизмом - от 0 до 40 в час. По этому на начальном этапе обучения нужно работать над увеличением количества проявлений инициативы ребенка, и метод Случайного Обучения - Incidental Teaching, является одним из самых эффективных методов.

3 коммент.:

У нас бывает так: ребёнок (4 года) "проявляет мнициативу" и говорит: "Я хочу орех". Ему отвечают: "Хорошо, но надо сначала съесть суп". Ребёнок ест суп, получает орех и бросает его, как бы с обидой, что не сразу дали, а пришлось делать то, что велено. В результате получаем новую задачку. Что делать? Моделировать как можно больше ситуаций, чтобы просьбы выполнялись без дополнительных условий?
Юлия, ничего, что я прямо здесь пишу?

Уважаемая Елена!
Прежде всего, спасибо вам за вопрос и за комментарии, буду рада вам ответить. Когда мы решаем, какую систему обучения выбрать, и что делать в каждой конкретной ситуации, то, прежде всего, следует определить ту цель, которую мы хотим достичь. Если цель - увеличить количество выражений инициативы и параллельно работать над расширением словарного запаса, улучшением артикуляции, и т.п., то лучше применить метод "случайного обучения". Если же цель - понимание и выполнение инструкций, или работа над расширением меню ребенка, или взаимодействия с взрослым или другим ребенком, то, конечно же "случайное обучение" в этом случае не подходит. В этом случае получение более приятного действия/предмета обусловливается выполнением нового/менее приятного действия. Это не говорит о том, что одна система обучения лучше другой, а о том, что разные цели можно достичь с помощью наиболее подходящего метода. В вашем примере, если вы хотели, что бы ваш сын съел суп, и он его съел, не смотря на то, что после супа уже не захотел орех, значит, вы действовали правильно. Если же вы хотели работать над построением предложений состоящих из 4 и более слов, скажем, - то в данном случае ваши действия были не правильны. Из за требования съесть суп вы упустили мотивационный момент. После того как ваш сын сказал "Я хочу орех" вы бы могли дать ему подсказку "Я хочу большой орех", или "Дай мне орех, пожалуйста", и после того как он за вами повторит - сразу дать ему орех. Таким образом, он бы научился использовать слово "большой", или слово "пожалуйста" в правильном контексте. В повседневной работе с ребенком практически каждую минуту возникает ситуация которую можно использовать для обучения и достижения одной или другой цели. И есть суп, и разговаривать предложениями очень важно. Поэтому вы можете выбирать цель, которая вам наиболее важна в данный момент, и в соответствии применять подходящие методы обучения.
С уважением
Юлия Эрц

Юлия, это Вам огромное спасибо за то, что делитесь с нами информацией и опытом. Мы с мамой (а я бабушка!) сегодня обсудили ситуацию и решили, что перед обедом надо просто убирать орехи и прочее подальше и не провоцировать зря ребёнка, а после обеда можно наоборот их выставить, чтобы мог увидеть и попросить, вот тогда и развернуться по IT, т.к. это гораздо важнее и полезнее нам сейчас, чем просто послушание, которое, вобщем-то, уже есть.
Знаете, я начинаю думать, что АВА - это прежде всего работа над собой!

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.